09 октября 2007 г. |
Дело N А29-954/2006-3Б |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.Е. Пуртовой
судей Т.М. Дьяконовой, О.П. Кобелевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
при участии в судебном заседании:
от уполномоченного органа - Кекляк В.П., Шинкаренко Е.Ю.
от должника - не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России в лице ИФНС по г.Усинску Республики Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 06 апреля 2007 по делу N А29-954/2006-3б (Т-7604/2007), принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице ИФНС по г.Усинску Республики Коми
к должнику - Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Усинскагро"
о включении требований в реестр требований кредиторов
УСТАНОВИЛ;
В рамках дела о банкротстве Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Усинскагро" (далее по тексту МУСП "Усинскагро", Предприятие, должник) уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС по г.Усинску Республики Коми (далее по тексту уполномоченный орган, Инспекция) обратился в Арбитражный суд Республики Коми на основании статьи 100 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" с требованием, с учетом уточнения от 27.03.2007 (л.д.72-74), о включении дополнительно в реестр требований кредиторов Предприятия-должника задолженности в общей сумме 26.363.263 руб. 53 коп. по уплате обязательных платежей по состоянию на 29.09.2006 и по страховым взносам, из них: по обязательным (налоговым платежам) 25.933.730 руб. 08 коп., в том числе по налогам - 16.168 рублей, по пени - 22.428.995 руб. 77 коп., по штрафам - 3.488.566 руб. 31 коп.; по денежным обязательствам 429.533 руб. 45 коп., в том числе по страховым взносам - 411.601 руб. 22 коп., по пени -17.932 руб. 23 коп.
Определением от 06 апреля 2007 Арбитражным судом Республики Коми требования уполномоченного органа признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов МУСП "Усинскагро" в размере 21.627.347 руб. 58 коп., из них: 427.769 руб. 22 коп. по обязательным платежам (в том числе недоимка по налогам - 16.168 рублей, недоимка по взносам на обязательное социальное страхование - 411.601 руб. 22 коп.), по пени - 21.199.578 руб. 36 коп. (в том числе пени по налоговым платежам - 21.181.646 руб. 13 коп., пени по взносам на пенсионное страхование - 8.969 руб. 08 коп., пени по взносам на социальное страхование - 8.963 руб. 15 коп.), в остальной сумме требования отказано. При этом суд исходил из того, что включенный в реестр кредиторов размер задолженности подтвержден документально, заявленные требования уполномоченного органа признаны обоснованными, в отношении отказанной части требования суд установил, что их обоснованность не подтверждается представленными в дело доказательствами.
Не согласившись с указанным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2007 отменить в части отказа во включении в третью очередь реестра требований кредиторов требований по штрафам в размере 81.540 рублей и по пени по налоговым платежам в размере 626.500 руб. 91 коп., признанных судом необоснованными, и разрешить вопрос по существу - включить в третью очередь реестра требований кредиторов требование уполномоченного органа по пени по обязательным платежам в размере 626.500 руб. 91 коп. и по штрафным санкциям в размере 81.540 рублей. Оспаривая судебный акт, заявитель жалобы указал, что исполнительный лист о взыскании налоговых санкций в размере 81.540 рублей ИФНС России по г.Усинску Республики Коми не получала, поэтому в службу судебных приставов для исполнения судебного акта исполнительный лист не направлялся, в отношении отказанной суммы по пени по обязательным платежам заявителем были приложены доказательства по всем принятым мерам по бесспорному и принудительному взысканию задолженности.
Конкурсный управляющий, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривается по имеющимся в деле доказательствам, без участия должника.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2007 в обжалуемой части по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав представителей уполномоченного органа, находит принятое по делу определение в обжалуемой части подлежащим изменению, исходя из нижеследующего.
Материалы дела свидетельствуют, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2006 МУСП "Усинскагро" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Инспекция обратилась с требованием о включении в реестр требований должника 26.363.263 руб. 53 коп. по уплате обязательных платежей по состоянию на 29.09.2006 и по страховым взносам, из них: по обязательным (налоговым платежам) 25.933.730 руб. 08 коп., в том числе по налогам - 16.168 рублей, по пени - 22.428.995 руб. 77 коп., по штрафам - 3.488.566 руб. 31 коп.; по денежным обязательствам 429.533 руб. 45 коп., в том числе по страховым взносам - 411.601 руб. 22 коп., по пени -17.932 руб. 23 коп.
В обоснование заявленных требований Инспекция представила требования об уплате налога N 747 от 05.04.2006, N 6436 от 26.04.2006, N 6541 от 15.05.2006, N 7154 от 29.05.206, N 7154 от 29.05.2006, N 7251 от 26.06.2006, N 7424 от 07.08.2006, N 7586 от 28.08.2006, N 8083 от 11.09.2006, а также решения о взыскании задолженности за счет денежных средств должника N 306 от 17.04.2006, N 668 от 23.05.2006, N 911 от 14.06.2006, N 1066 от 17.07.2006, N 1255 от 13.09.2006 N 1256 от 13.09.2006, N 1383 от 11.10.2006.
Конкурсный управляющий МУСП "Усинскагро" возражений по расчету и размеру заявленных требований не представил.
Согласно пункту 6 статьи 16, статье 100 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Проверка обоснованности требований к должнику - юридическому лицу заключается в установлении совокупности таких фактов, как определение обязательства, из которого возникло требование кредитора к должнику, срок его исполнения, доказанность оснований возникновения задолженности, а также факт ее непогашения должником на дату заседания арбитражного суда.
При этом указанные фактические обстоятельства должны быть подтверждены со стороны заявителя доказательствами, отвечающими правилам об относимости и допустимости доказательств, а также правилам, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательством к письменным доказательствам и порядку их представления в арбитражный суд, как это установлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив обоснованность требований уполномоченного органа, суд первой инстанции признал обоснованными требования по уплате задолженности по пени по налоговым платежам в сумме 21.181.646 руб. 13 коп., исключив задолженность по уплате пеней за несвоевременное исполнение обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц и перечислению удержанных сумм данного налога в размере 620.848 руб. 73 коп., в остальной сумме требование по уплате пени по налоговым платежам признал недоказанным, не указав, какие пени, по каким налогам и в какой конкретно сумме.
В заседании апелляционного суда Инспекция не оспаривает уменьшение размера пени на 620.848 руб. 73 коп. и штрафов на 3 407 026 руб. 31 коп.
Между тем, согласно имеющимся в деле требованиям, решениям, расшифровкам сумм непогашенных требований, размер пени, подлежащей включению в реестр требований кредиторов МУСП "Усинскагро" должен составлять 21.808.147 руб. 04 коп. (22.428.995,77-620.848,73). Судом апелляционной инстанции установлено, что при исчислении размера подлежащей включению в реестр кредиторов суммы документально подтвержденных пеней судом первой инстанции ошибочно дважды исключена сумма задолженности по уплате пеней за несвоевременное исполнение обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц и перечислению удержанных сумм данного налога в размере 620.848 руб. 73 коп., в связи с чем требования уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов предприятия-должника суммы задолженности 626 500 руб. 91 коп., составляющей пени по обязательным платежам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, включению в реестр кредиторов МУСП "Усинскагро" подлежит документально подтвержденная задолженность по пеням в общей сумме 21 826 079 руб. 27 коп.
Что касается требований заявителя апелляционной жалобы о включении в реестр кредиторов суммы штрафа в размере 81 540 руб., подтвержденного Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2002 по делу А29-8226/01А (л.д.56-59), то апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения данной суммы в реестр кредиторов.
Пунктом 7 статьи 114 Кодекса закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Кодекса).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
Как следует из Постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2002 по делу А29-8226/01А (л.д.56-59), сумма штрафа в размере 81.540 рублей взыскана с Усинского муниципального городского производственного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" в пользу налоговых органов. Настоящее требование уполномоченного органа рассматривается в рамках дела о банкротстве Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Усинскагро".
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство на стадии исполнительного производства производится определением арбитражного суда, вынесшим решение о взыскании спорной задолженности.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления процессуального правопреемства между Усинским муниципальным городским производственным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" и Предприятием-должником, оснований для включения штрафов в реестр требований кредиторов МУСП "Усинскагро" не имеется.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об утрате возможности принудительного исполнения судебного акта по взысканию штрафа в сумме 81 540 руб., поскольку исполнительный лист не предъявлен к исполнению в установленный срок и исполнительное производство не возбуждалось. Суд первой инстанции не учел, что взыскатель, каковым согласно постановлению апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми от 24 мая 2002 по делу N А29-8226/01А является налоговый орган, вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" и статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
При данных обстоятельствах, апелляционная жалоба уполномоченного органа является частично обоснованной и подлежит частичному удовлетворению в размере пени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 271, пунктом 2 статьи 269, пункта 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2007 по делу N А29-954/2006-3Б (Т-7604/2007) изменить в части и читать в следующей редакции:
Признать обоснованными требования уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Коми к МУСП "Усинскагро" в сумме 22.253.848 руб. 49 коп., в том числе по обязательным платежам - 427.769 руб. 22 коп. и по пени - 21.826.079 руб. 27 коп.
Включить требование уполномоченного органа - ФНС России в сумме 427.769 руб. 22 коп. по обязательным платежам, в том числе недоимка по налогам - 16.168 рублей, недоимка по взносам на обязательное социальное страхование - 411.601 руб. 22 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов МУСП "Усинскагро" для целей участия в собраниях кредиторов.
Включить требование уполномоченного органа - ФНС России в сумме 21.826.079 руб. 27 коп., в том числе пени по налоговым платежам - 21.808.147 руб. 04 коп., пени по взносам на пенсионное страхование - 8.969 руб. 08 коп., пени по взносам на социальное страхование - 8.963 руб. 15 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов МУСП "Усинскагро".
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-954/2006
Истец: Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС по РК, Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС по г.Усинску
Ответчик: МУСП "Усинскагро", Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Усинскагро", КУ МУСП "Усинскагро" Чакров О.А., исполняющий обязанности конкурсного управляющего муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Усинскагро" Грибанов Александр Владимирович
Кредитор: Четвертый отряд ГПС, Фонд социального страхования, УФРС по РК, Управление пенсионного фонда, СРО НП РСО ПАУ, Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, ООО "Стройсервис", ООО "Пассажирские первозки", ООО "Нефтеспецтранс", НП Национальная гильдия арбитражных управляющих, МУП "Служба Заказчика", Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК, КУ Грибанов А.В., Крымова В.М., ЗАО "Колванефть", Арбитражный суд республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-501/2007
09.10.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1953/07
06.06.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1039/07
06.06.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1041/07
06.06.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1040/07
17.05.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-501/07