г. Киров |
|
20 апреля 2007 г. |
Дело N А31-8892/2006-16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой
судей А.В.Караваевой, Г.Г. Буториной
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Лысовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мантуровского МП ЖКХ на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.07 г. по делу N А31-8892/2006-16, принятое судьей Сизовым А.В.
по заявлению Мантуровского МП ЖКХ
к территориальному отделу N 3 по г. Мантурово и Мантуровскому району Управления Роснедвижимости по Костромской области
о признании постановления недействительным
при участии представителей сторон:
от заявителя: Соколов П.В. по доверенности от 13.04.2007 г.,
УСТАНОВИЛ:
Мантуровское МП ЖКХ (далее - заявитель, МП ЖКХ, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к территориальному отделу N 3 по г.Мантурово и Мантуровскому району Управления Роснедвижимости по Костромской области (далее - ответчик, Роснедвижимость) о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2006 года о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2007 г. в удовлетворении требования заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, МП ЖКХ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.02.2007 г. отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Просит принять новое решение по делу об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения.
Роснедвижимость в отзыве на апелляционную жалобу обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя просит оставить без удовлетворения.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 23.11.2006 г. государственным инспектором по использованию и охране земель территориального отдела N 3 по г.Мантурово и Мантуровскому району Управления Роснедвижимости по Костромской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Мантуровского МП ЖКХ. В результате проверки установлено, что часть земельного участка, занятого городской свалкой твердых бытовых отходов, а именно: 4,4 га., согласно материалам вычисления контуров земельных угодий, находящихся в границах плана СПК "Луч", проведенных Костромским землеустроительным предприятием в 1996 г., используется без оформленных в установленном законом порядке документов. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 23.11.2006 г. (л.д.43).
Мантуровский межрайонный прокурор, усмотрев в действиях Мантуровского МП ЖКХ признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, 29.11.2006 г. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 39-41).
12.12.2006 г. территориальным отделом N 3 по г.Мантурово и Мантуровскому району Управления Роснедвижимости по Костромской области вынесено постановление о привлечении МП ЖКХ к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, МП ЖКХ обжаловало его в Арбитражный суд Костромской области.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие административного правонарушения ответчиком доказано, оснований для освобождения МП ЖКХ от административной ответственности по статьи 7.1 КоАП РФ, не имеется.
Исследовав имеющиеся в деле документы, выслушав представителя заявителя жалобы и проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с главой 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 Кодекса права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела, в частности, постановлением главы администрации Мунтуровского района Костромской области от 05.10.1992 г. N 215, подтверждается, что заявителю предоставлен в постоянное пользование для размещения свалки в районе д.Суборь земельный участок площадью 7 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.21-24). Границы предоставленного МП ЖКХ земельного участка в названном постановлении четко не определены, план земельного участка не приложен.
Согласно представленному Роснедвижимостью плану земельного участка, заявителю в 1992 году постановлением главы администрации Мантуровского района Костромской области N 215 от 05.10.1992 года предоставлен под свалку земельный участок площадью 7 га с границами 280 на 250 метров. В границах плана совхоза "Мантуровский".
В 1996 г. Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие исчислило площадь земельных угодий ТОО "Луч" (бывший совхоз "Мантуровский", в результате чего площадь земельного участка, занятого под свалку, составила 11,4 га. (л.д.26).
23.11.2006 г. Роснедвижимостью в результате проверки установлено, что часть земельного участка, занятого городской свалкой, а именно: 4,4 га. (т.е. 11,4 га.-7 га.) самовольно занято и используется МУП ЖКХ за границами выделенного земельного участка площадью 7 га., без оформленных в установленном законом порядке документов.
В декабре 2006 г. представителями МП ЖКХ и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово произведен замер занимаемой под свалку площади.
По результатам межевания (т.е. установления границ земельного участка), проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово в декабре 2006 г., площадь земельного участка, занимаемого свалкой составила 71194, 65 кв.м., т.е. на 1194,65 кв.м. больше чем предоставлено МП ЖКХ постановлением главы администрации Мантуровского района Костромской области от 05.10.1992 г. N 215.
Арбитражный суд Костромской области установил и материалами дела подтверждается, что МП ЖКХ не оформило в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 4,4 га. используемый последним под свалку за границами выделенного земельного участка площадью 7 га. Постановление главы администрации Мунтуровского района Костромской области от 05.10.1992 г. N 215 о предоставлении МП ЖКХ земельного участка под свалку не содержит данных о кадастровом учете земельного участка. Доказательства того, что границы земельного участка закреплены межевыми знаками и определены их координаты, МП ЖКХ суду не представлены.
Из материалов дела, в частности, из отзыва Роснедвижимости на заявление (л.д. 18-19) следует, что база Единого государственного реестра земель изначально была сформирована согласно перечням ранее учтенных земельных участков, т.е. тех земельных участков, которые прошли перерегистрацию в период 1992-1998 гг. в земельном комитете и на которые выданы свидетельства на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Согласно статье 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ государственный земельный кадастр учета земельных участков носит заявительный характер, т.е. для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Следовательно, все дальнейшие изменения каких-либо характеристик земельного участка (в т.ч. его площади), вносятся согласно заявкам указанных выше лиц с приложением к заявке нормативных документов, позволяющих внести соответствующие изменения в ту или иную характеристику земельного участка.
Поскольку МП ЖКХ не обращалось в Мантуровский межрайонный филиал ФГУ "ЗКП" по Костромской области с заявкой об изменении площади земельного участка, то последним 20.07.2006 г. в кадастровый план земельного участка, используемого МП ЖКХ под свалку, внесены сведения на ранее учтенному земельному участку площадью 7,0 га. (л.д.8). План (чертеж, схема) границ данного земельного участка отсутствует.
Доводы представителя заявителя о том, что до проведения межевания МП ЖКХ вправе использовать под свалку земельный участок с любыми границами площадью не более 7 га в районе д.Суборь, не обоснован.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Заявителем не отрицается, что МП ЖКХ под свалку используется земельный участок длиной 390-м, средней шириной 64.95 м., площадью по наибольшей ширине 4,6 га согласно плану, составленному в декабре 2006 г. представителями МП ЖКХ и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа г.Мантурово (л.д.9), однако им в суд не представлены правоустанавливающие документы на данный земельный участок с приложением кадастрового плана данного участка. При таких обстоятельствах, МП ЖКХ осуществляет использование земельного участка под городскую свалку ТБО без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 названной статьи).
Суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования доказательств по делу установил, что МП ЖКХ не предприняло с 1992 года, когда ему был предоставлен главой администрации Мантуровского района Костромской области земельный участок под свалку, достаточных мер для установления границ этого участка и определения его фактической площади, то есть для предотвращения нарушения законодательства о земле.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Костромской области сделал правильные выводы о том, что Предприятие имело возможность должным образом выполнить требования законодательства о земле, но не приняло все необходимые, зависящие от него меры по их соблюдению, и о наличии в действиях организации состава вменяемого правонарушения, поэтому правомерно отказал МП ЖКХ в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 14.02.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8892/2006
Истец: Мантуровское МУП ЖКХ
Ответчик: Территориальный отдел N 3 по г. Мантурово и Мантуровскому району Управления Роснедвижимости по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1075/07