г. Киров |
|
17 октября 2007 г. |
Дело N А82-16338/2006-14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой,
судей А.В. Караваевой, Г.Г.Буториной
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2007 по делу N А82-16338/06-14, принятое судьей Сурововой М.В.
по заявлению Прокурора Ярославской области
к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области
третьи лица: ООО "Земляне", КУМИ администрации Некоузского МР, Управление Роснедвижимости по Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
о признании недействительным постановления администрации от 05.09.2006 N 497
при участии представителей сторон:
от Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области: Курочкина С.В. по доверенности от 29.06.2006,
от ООО "Земляне": Градов Д.А. генеральный директор, Ахметов И.В. по доверенности от 20.06.2007,
установил:
Прокурор Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 г. N 497 "Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области".
Решением суда первой инстанции от 06.07.2007 г. заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 г. N 497 признано недействительным.
Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области с решением суда от 06.07.2007 г. не согласна, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что оспариваемое постановление принято главой Некоузского района Ярославской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Третье лицо - ООО "Земляне" требования заявителя апелляционной жалобы поддерживает.
Прокуратура Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу находят обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области письмом от 29.08.2007 г. сообщило, что его правовая позиция по данному делу изложена в отзыве на исковое заявление от 16.05.2007 г. N 3190 (л.д.66 том 2).
Представители Прокуратуры Ярославской области, третьих лиц: КУМИ администрации Некоузского МР, Управления Роснедвижимости по Ярославской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Департамента по управлению земельными ресурсами Ярославской области, Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.09.2006 г. главой Некоузского муниципального района Ярославской области принято постановление N 497 "Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области".
Указанным постановлением принято решение о продаже на аукционе для проведения проектно-изыскательных работ, находящегося в водоохраной зоне р.Сунога и расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа, земельного участка с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006, общей площадью 108000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения.
09.10.2006 г. на основании постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 г. N 497 администрацией Некоузского муниципального района Ярославской области проведен открытый аукцион по продаже вышеназванного земельного участка.
Победителем аукциона признано ООО "Земляне", с которым 13.10.2006 г. заключен договор купли-продажи земельного участка, являвшегося предметом аукциона.
Прокуратурой Ярославской области проведена проверка законности принятия постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 г. N 497 "Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области".
Полагая, что данное постановление главы Некоузского муниципального района Ярославской области принято с нарушением требований земельного законодательства, Прокурор Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании названного постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области приняла постановление в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации, ограничен в обороте и право на распоряжение которым у нее отсутствует.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 94, 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее Закон N 33-ФЗ) устанавливает, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 33-ФЗ государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 N 118 (действовавшим до 21.01.2005), Борковский заказник включен в перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области.
Во исполнение постановления губернатора Ярославской области от 01.06.1998 N 358 "О развитии системы особо охраняемых природных территорий Ярославской области", принятого в целях реализации Закона N 33-ФЗ, в 1998-2003 годах в области проводилась инвентаризация особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
26.05.2003 материалы инвентаризации (комплексного экологического обследования) особо охраняемых природных территорий рассмотрены на совещании в Некоузском муниципальном округе, принято решение о сохранении за Борковским заказником статуса ООПТ регионального значения с переводом в категорию "ландшафтный". Данное решение согласовано главой администрации Некоузского муниципального округа 26.05.2003 (том 2 л.д.81).
На основании материалов инвентаризации Администрацией Ярославской области принято постановление от 21.01.2005 N 8 "Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области", опубликованное в официальном печатном издании - газете "Губернские вести" от 03.02.2005 N 4.
Согласно утвержденному названным постановлением перечню региональных ООПТ Борковский ландшафтный заказник площадью 2900га., расположен в следующих границах - восточная: по западным бакенам судоходного фарватера на юг до ур. Радонского (бывшая д. Радонское); южная: от фарватера на запад до бывшей д.Радонское, далее вверх по р.Сутке до устья р.Шуморовки до д.Погорелки; западная: от д. Погорелки по дороге через д. Григорово до д.Большие Заломы; северная: от д. Большие Заломы на восток до судоходного фарватера Волжского отрога.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что границы Борковского ландшафтного заказника утверждены и доведены до органов местного самоуправления муниципальных образований в 2005 году до издания оспариваемого постановления.
Местонахождение Борковского ландшафтного заказника в указанных границах подтверждено постановлением Администрации Ярославской области от 04.04.2007 N 125, которым утверждены Положения о государственном ландшафтном заказнике "Борковский" и его охранной зоне (далее - Положения), где в приложении указан план границ заказника и его охранной зоны.
Границы Борковского ландшафтного заказника, установленные постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005 N 8, полностью совпадают с границами заказника, описанными в Положении о нем (пункт 1.9). Данный факт Администрацией Некоузского муниципального района Ярославской области не оспаривается.
Реализованный на аукционе земельный участок с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006 находится на территории Борковского ландшафтного заказника, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровым планом (том 1 л.д.128) и выкопировкой с карты землепользования СПК "Великово" (том 2 л.д.5).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Администрацией Некоузского муниципального района Ярославской области принято постановление в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, ограниченного в обороте и право на распоряжение которым у нее отсутствует, является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Довод Администрации Некоузского муниципального района о том, что земли Борковского заказника не ограничены в обороте, поскольку учтены в государственном земельном кадастре в категории земель поселений, а не земель особо охраняемых природных территорий, основан на неправильном толковании норм земельного законодательства и подлежит отклонению как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, использование которых производится в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нахождение Борковского ландшафтного заказника в границах земель поселения не свидетельствует о том, что на него не распространяется статус особо охраняемой природной территории. Отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что весь спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.
Довод заявителя жалобы о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем, что, по его мнению, оспариваемое постановление действует до момента проведения аукциона и на момент подачи заявления утратило силу, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В постановлении главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 N 497 "Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области" срок его действия не установлен. Из текста оспариваемого постановления не следует, что оно утрачивает силу в момент проведения аукциона, то есть в момент подписания протокола о результатах торгов. Кроме того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемым постановлением нарушены законные права и интересы субъекта Российской Федерации - Ярославской области, что не препятствует рассмотрению по существу заявления.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Решение суда первой инстанции от 06.07.2007 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2007 по делу N А82-16338/06-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16338/2006
Истец: Прокуратура Ярославской области
Ответчик: Администрация Некоузского МР Ярославской области
Третье лицо: Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некоузского МР Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, ООО "Земляне", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Территориальный отдел по Некоузскому МО Управления Роснедвижимости по Ярославской области, Управление Роснедвижимости по Ярославской области в лице Территориального отдела по Некоузскому муниципальному округу