04 апреля 2007 г. |
Дело N А29-6078/2006-2Э |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2007 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей Л.В. Губиной, О.А. Гуреевой
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии представителей сторон (в судебном заседании 3 апреля 2007 г.)
от истца:
от ответчиков: Бамбина С.В., доверенность от 09.01.07г. N 10-02/5
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Министерства Финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми
от 11.12.2006 г. по делу N А29-6078/2006-2Э,
принятое судом в составе судьи О.А. Дончевской,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилфонд"
к Муниципальному учреждению "Корткеросская центральная библиотечная система",
Министерству Финансов Республики Коми
о взыскании убытков в сумме 25.173 руб. 76 коп. (с учетом уточнений),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" (далее - МУП "Жилфонд", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Муниципальному учреждению "Корткеросская центральная библиотечная система" (далее - МУ "Корткеросская ЦБС", ответчик 1) и Министерству Финансов Республики Коми (далее - Минфин РК, ответчик 2, заявитель) с требованием о взыскании затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг специалистам, работающим в библиотеках и проживающим в районе, за период с 01.01.2004 г. по 01.01.2005 г. в сумме 25.173 руб. 76 коп. (с учетом уточнений).
Заявленные исковые требования основаны на статьях 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях постановления Совета Министров Коми АССР N 203 от 07.07.1986 г. и мотивированы тем, что убытки возникли у истца в связи с предоставлением льгот работникам библиотечной системы в период с 2003 г. по 2004 г.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2006 г. по настоящему делу исковые требования МУП "Жилфонд" удовлетворены частично: за счет казны Республики Коми в пользу МУП "Жилфонд" взыскано 1.423 руб. 46 коп. убытков; в части иска по отношению к МУ "Корткеросская центральная библиотечная система" и в остальной сумме иска отказано; производство по делу в части требований о взыскании убытков в сумме 19.858 руб. 39 коп. (в связи с уточнением истцом требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - исключение из периода взыскания 2003 г.) прекращено.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Минфин РК обратился во Второй апелляционный арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2006 г. по делу N А29-6078/2006-2Э в части взыскания убытков с казны Республики Коми, а также в части размера взысканной в доход казны Российской Федерации государственной пошлины.
Заявитель указывает, что не с принятым судебным актом в части взыскания с казны Республики Коми, и считает, что при его вынесении судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Так, заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Постановлением Совета Министров Коми АССР N 203 от 07.07.1986 г. Республика Коми приняла на себя обязательства по финансированию льгот, предусмотренных указанными в решении суда первой инстанции нормативными актами.
МУП "Жилфонд" указывает, что право культпросветработников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является федеральной мерой социальной поддержки, предоставление которой должно финансироваться из федерального бюджета.
Кроме того, заявитель не согласен с формулировкой резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Коми относительно взыскания убытков с казны республики (не указано, с какого органа, выступающего от имени Республики Коми, произведено взыскание).
МУП "Жилфонд" и МУ "Корткеросская ЦБС" в отзывах на апелляционную жалобу указали, что считают доводы заявителя жалобы необоснованными, просили решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2006 г. по делу N А29-6078/2006-2Э оставить без изменения.
В судебном заседании 3 апреля 2007 г. был объявлен перерыв до 17 часов 00 минут 4 апреля 2007 г. Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на сайте Второго арбитражного апелляционного суда.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2006 г. по делу N А29-6078/2006-2Э проверена Вторым арбитражным апелляционным судам в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу и отменяет решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 06.01.2003 г. и 05.01.2004 г. между МУП "Жилфонд" (поставщик) и МУ "Корткеросская ЦБС" (плательщик) заключены договоры о возмещении расходов на предоставляемые льготы по оплате жилищных услуг (л.д. 6,7).
По условиям данных договоров работникам-специалистам, проживающим в домах муниципального жилого фонда и находящихся в собственности граждан поставщик начисляет плату за жилищные услуги с учетом льгот, предусмотренных действующим законодательством.
Плательщик возмещает поставщику расходы на покрытие денежных сумм по начисленным льготам за жилищные услуги путем перечисления денежных средств на счет поставщика.
Срок действия договоров установлен соответственно до 31.12.2003 г. и 31.12.2004 г.
Указанные договоры заключены во исполнение постановления Совета Министров Коми АССР N 203 от 07.07.1986 г.
Материалами дела подтверждается, что истец предоставлял в 2003-2004г.г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам культуры, проживающим в домах муниципального фонда на территории Корткеросского района; сумма невозмещенных расходов истца по предоставлению льгот за период с 2003 по 2004 г. составила 45.032 руб. 15 коп. (акты сверки между МУП "Жилфонд" и МУ "Корткеросская ЦБС" по состоянию на 01.01.2005 г. и на 01.01.2006 г. - л.д. 8-9).
Размер уточненных исковых требований МУП "Жилфонд" составляет 25.173 руб. 76 коп. за период предоставления льгот с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г.
Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, на основании ряда нормативных правовых актов.
Так, согласно статье 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 г. за N 3612-1 (в ред. от 23.06.1999 г.), специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
В силу статьи 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" N 438-1 от 21.12.1990 г. (в ред. от 28.04.1993 г.) на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС N 31 от 26.01.1988 г. "О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельской местностях и рабочих поселках" предписано исполнительным органам власти обеспечить предоставление льгот проживающим в сельских местностях и рабочих поселках штатным работникам культурно-просветительных учреждений в соответствии со статьей 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. утратило силу 06.05.2003 г. в связи с вступлением в действие Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" N 4218-1 от 24.12.1992 г.
Согласно материалам дела МУП "Жилфонд" предоставлялись льготы работникам библиотек во исполнение вышеназванного Постановления Совета Министров РСФСР N 31 от 26.01.1988 г.
Доказательств того, что финансирование льгот, предоставляемых работникам культпросвещения в сельской местности (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением) должно производиться за счет средств субъекта федерации - Республики Коми суду не представлено.
Постановлением Совета Министров Коми АССР N 203 от 07.07.1986 г. (в редакции Указа Главы Республики Коми N 67 от 13.02.2001 г. "О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках") главам администраций муниципальных образований было рекомендовано предусматривать в местных бюджетах средства на компенсацию расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и АЭК "Комиэнерго", связанных с предоставлением специалистам бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в домах жилищного фонда независимо от формы собственности, в соответствии со сметами расходов на содержание соответствующих организаций (п.3). Указ Главы Республики Коми не предусматривает финансирование указанных льгот за счет средств бюджета республики.
Постановлением Правительства Республики Коми N 177 от 18.10.2004 г. данный нормативный акт признан утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Таким образом, финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета.
Поскольку истец, в соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по возмещению причинённых ему убытков возложена на Министерство финансов Республики Коми, то у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с казны Республики Коми 1423 руб. 46 коп. убытков.
Кроме того, в учетом положений пунктов 16,17,18,19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" истец неправильно определил ответчиков по настоящему делу.
На основании вышеизложенного апелляционный суд удовлетворяет апелляционную жалобу Минфина РК.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства Финансов Республики Коми удовлетворить.
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2006 г. по делу N А29-6078/2006-2Э изменить в части взыскания с казны Республики Коми в пользу МУП "Жилфонд" 1423 руб. 46 коп. и взыскания с казны Республики Коми в доход бюджета Российской Федерации 56 руб. 94 коп. государственной пошлины.
Отказать МУП "Жилфонд" во взыскании 1423 руб.46 коп. убытков.
Взыскать с МУП "Жилфонд" в доход федерального бюджета 56 руб.94 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В.Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6078/2006
Истец: МУП "Жилфонд"
Ответчик: Министерство финансов Республики Коми, МУ "Корткеросская центральная библиотечная система"
Третье лицо: Второй апелляционный арбитражный суд, Министерство финансов РК, Межрайонная ИФНС РФ N7 по РК