г. Самара |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А55-25767/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Экология" - до и после перерыва представителей Козлова Д.А., доверенность от 01.04.2015 года N 1, Плешаковой Е.В., доверенность от 01.01.2015 года N 1,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва представителя Объедковой И.В., доверенность от 12.01.2015 года N 2,
от Администрации г. о. Новокуйбышевск - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Экология" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года по делу N А55-25767/2014 (судья Филатов М.В), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Экология", к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, с участием третьего лица - Администрации г. о. Новокуйбышевск, об оспаривании действий государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Экология" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик), с участием третьего лица - Администрации г. о. Новокуйбышевск, о признании ytpfrjyysv действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по возврату пакета документов и заявления и об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО "Экология".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ОАО "ЭКОЛОГИЯ" в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, считает, что ответчик должен рассмотреть заявление ОАО "Экология" о заключении договора водопользования участком акватории водного объекта в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 г. N 165.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица - Администрации г. о. Новокуйбышевск не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
В судебном заседании 29.06.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 час. 15 мин. 01.07.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
После перерыва в судебном заседании представители сторон остались при своих позициях.
В судебное заседание после перерыва представители третьего лица - Администрации г. о. Новокуйбышевск не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Экология" имеет в собственности теплоход "Каштан-23" на основании свидетельства о праве собственности на судно (л.д.30).
25.09.2014 между ОАО "Экология" и муниципальным образованием г.о. Новокуйбышевск в лице Администрации г.о. Новокуйбышевск заключен договор N 53 аренды земельного участка адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Набережная, площадью 3725 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0101007:99, с разрешенным использованием для размещения объектов внутреннего водного транспорта - для строительства причала и лодочной станции.
15.09.2014 заявителем сформирован пакет документов и подан вместе с заявлением о заключении договора водопользования в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Место расположения водного объекта: Ерик Кривуша (в месте слияния с р. Татьянка), код водного объекта КАС/Волга/1362/010/0013, водохозяйственный участок 11.01.00.012, в границах Самарской области г.о. Новокуйбышевск, на 10 км от устья, левый берег.
Как следует из заявления, предоставление в пользование необходимо для использования акватории водного объекта с целью размещения сооружений для отстоя судов с падением на водном объекте пассажирского теплохода "Каштан-23" и понтонов. Площадь акватории для размещения сооружений для отстоя судов - 0,0008 км2. Срок пользования водным объектом с 01.10.2014 по 31.12.2033.(л.д.49-50).
Заявление подано по форме, утвержденной Правилами Постановления Правительства РФМ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
06.10.2014 заявителем получено сообщение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исх.N 27-04-01/16095 о несоответствии поданного ОАО "ЭКОЛОГИЯ" заявления указанной форме, в нарушение приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование" (л.д.53).
Заявитель, полагая, что действия ответчика противоречат закону и нарушают его права, заявитель обратился в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 ВК РФ, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 ВК РФ, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.
В случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 ВК РФ, направляет заявителю мотивированный отказ.
В соответствии с частью 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о
проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением N 165, устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Настоящие Правила не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением N 165, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно пункту 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением N 165 уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти; утратил силу - Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039; при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной; при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
В силу пункта 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением N 165 после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном этими Правилами.
При нескольких претендентах на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением N 230.
Согласно пункту 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением N 165, если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с этими Правилами.
Таким образом, в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением N 230, договор на предоставление в пользование акватории водного объекта заключается в том случае, если появилось несколько претендентов на право заключения договора водопользования.
В силу пункта 1 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением N 230, эти Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, основными критериями, определяющими заключение договора водопользования на основании Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением N 230, являются разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также иное обустройство акватории водного объекта именно в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования.
Согласно ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей осуществляется на основании договора водопользования, следовательно, при рассмотрении заявления применяется Административный регламент, утвержденный приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57.
Использование водных объектов для рекреационных целей регулируется ст. 50 ВК РФ, гласящей, что проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, как верно указал суд, обустройство может осуществляться в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности и никаким иным образом.
В соответствии с п.23 Правил после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном Правилами.
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
В соответствии со ст. 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается в порядке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230.
Если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с Правилами.
Таким образом, заключение договора водопользования в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", возможно только при отсутствии иных претендентов на заключение указанного договора водопользования.
В противном случае заключение договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта осуществляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230.
Из материалов дела следует, что ОАО "Экология" заявлением от 01.10.2014 вх. N 27/17257 обратилось в министерство за предоставлением в пользование Ерик Кривуша (в месте слияния с р. Татьянка), код водного объекта КАС/Волга/1362/010/0013, водохозяйственный участок 11.01.00.012, в границах Самарской области г.о. Новокуйбышевск, на 10 км от устья, левый берег с координатами, указанными в заявлении для использования акватории водного объекта с целью размещения сооружений для отстоя судов в совместное водопользование с размещением на водном объекте пассажирского теплохода "Каштан-23" и понтонов.
Исходя из заявления ОАО "Экология" на акватории будут размещаться пассажирский теплоход "Каштан-23" и понтоны.
Законодательством не определено, что разметка должна обязательно осуществляться в виде нахождения на местности определенного вида знаков.
На акватории водного объекта, исходя из заявления ОАО "Экология", по границе предоставленной акватории будут находиться сооружения, кроме того, в заявлении обозначены границы занимаемой акватории на карте.
Также согласно договору аренды N 53 земельный участок предоставляется заявителю для размещения объектов внутреннего водного транспорта - для строительства причала и лодочной станции. Таким образом, наличие сооружений, в том числе, причала предполагается.
В соответствии с пунктами 3.3.1, 3.4.1 договора участок подлежит использованию в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с заявлением, заявитель просит предоставить участок акватории для отстоя судов, в том числе с размещением теплохода типа "Каштан-23".
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что у заявителя имеется намерение обустроить участок акватории.
Согласно п. 37 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 12.03.2012 N 57 отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании договора водопользования направляется заявителю, в случае если документы для предоставления водного объекта или его части на основании договора о предоставлении водного объекта в пользование представлены не в полном объеме.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 N 128 в целях реализации пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, а также перечень документов, прилагаемых к нему.
Таким образом, поскольку форма обращения с заявлением, в случае если предусмотрено обустройство, разметка акватории не соответствует форме заявления, поданной заявителем, у ответчика отсутствовали основания для рассмотрения заявления.
В соответствии с ответом от 06.10.2014 заявителю указано заинтересованным лицом о том, что заявление ОАО "Экология" не соответствует предусмотренной законодательством форме для заявленной цели водопользования.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности действий ответчика, отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года по делу N А55-25767/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 08 мая 2015 года N 1020 государственная пошлина в сумме 1500 рублей. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Экология" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2015 года по делу N А55-25767/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Экология" излишне уплаченную по платежному поручению от 08 мая 2015 года N 1020 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25767/2014
Истец: ОАО "Экология"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: Администрация г. о. Новокуйбышевск