1 февраля 2007 г. |
А29-6143/2006 |
"29" января 2007 г. (объявлена резолютивная часть) Дело N А29-6143/2006А.
"01"февраля 2007 г (изготовлено в полном объёме).
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Караваевой А.В., судей: Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Караваевой А.В.
при участии представителей заявителя Каганцова Я.М. по доверенности от 01.01.2006, представителей ответчика Булдакова А.Н. по доверенности от 16.08.2006, Кановой О.Ю. без доверенности, Горчакова С.Н. по доверенности от 10.11.2006
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сыктывкарской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2006 по делу N А29-6143/2006-а, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми"
к Сыктывкарской таможне
о признании недействительным решения таможенного органа о классификации товара
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (далее Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Сыктывкарской таможни Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее таможенный орган, Таможня, ответчик) от 15.06.2006 N 10202000-22-09-03/47 о классификации товара "Насосно-компрессорные трубы бесшовные стальные наружным диаметром 73 мм, толщина стенки 5.51 мм из стали L-80-1 EUE (655 МПа) в соответствии C API5CT, позволяющие применение в среде содержащей сероводород (H2S) согласно NACE MR-01-75, с высокогерметичными резьбовыми замковыми соединениями" по коду 7304 29 110 9 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России (далее ТН ВЭД).
Решением суда от 27.09.2006 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое решение Таможни признано незаконным.
Таможня с решением суда не согласна, просит его отменить, считая, что суд неправильно истолковал статьи 3, 4 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), а также пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), поскольку в силу указанных норм обратная сила подзаконным
правовым актам придаётся только в случае, если они улучшают положение лиц и содержат прямое указание на придание данному акту обратной юридической силы.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, так как представленный сертификат заводских испытаний не содержит такую характеристику товара как "газовые".
Кроме того, Таможня полагает, что суд не применил подлежащие применению нормы пункта 24 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее Закон N 5003-1), поскольку внесение Правительством Российской Федерации изменений в ТН ВЭД является одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Общество в отзыве доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу в открытом судебном заседании в установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах, материалы, имеющиеся в деле, выслушав представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в связи со следующим.
15.06.2005 по внешнеторговому контракту от 21.03.2005N ЛК-050338, заключенному с фирмой "ФестАльпине Тюбуларс ГмбХ&КоКГ" (Австрия), Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации бесшовные насосно-компрессорные трубы и оформило их в режиме выпуска для внутреннего потребления по ГТД N 10202040/150605/0000123.
В графе 33 указанной ГТД указан код товара в соответствии с ТН ВЭД 7304 29 110 2 - "Трубы, трубки и профили полые, бесшовные из черных металлов (кроме чугунного литья): трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин: прочие: наружным диаметром не более 406,4 мм: трубы обсадные и насосно-компрессорные, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H2S), наружным диаметром не более 406,4 мм, из стали групп прочности 75 и выше с высокогерметичными газовыми резьбовыми замковыми соединениями".
16.06.2005 товар, заявленный в ГТД N 10202040/150605/0000123, выпущен Таможней.
В период с 29.05.2006 по 15.06.2006 Таможней на основании решения от 24.05.2006 N 11 в отношении Общества проведена специальная таможенная ревизия по вопросам соблюдения таможенного законодательства.
В ходе специальной таможенной ревизии проверяющие пришли к выводу, что заявленный Обществом классификационный код по ТН ВЭД определён не правильно, а именно товар "Насосно-компрессорные трубы бесшовные стальные наружным диаметром 73 мм толщины, стенки 5,51 мм из стали L-80-1 ETJE (L-80-1 NUE) (655 МПа) в соответствии с API5СТ, позволяющие применение в среде содержащей сероводород (H2S) согласно NACEMR-01-75 с высокогерметичными резьбовыми замковыми соединениями" следует классифицировать не по товарной подсубпозиции 7304 29 110 2 ТН ВЭД (ставка ввозной пошлины 5%), а по товарной подсубпозиции 7304 29 110 9 ТН ВЭД "Трубы, трубки и профили полые, бесшовные из черных металлов (кроме чугунного литья): трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин: прочие: наружным диаметром не более 406,4 мм: прочие" (ставка ввозной пошлины 15%).
15.06.2006 Таможня приняла решение N 10202000-22-09-03/47 о классификации указанных насосно-компрессорных труб по коду 7304 29 110 9 в соответствии с ТН ВЭД.
Данное решение оспорено Обществом в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 124 ТК РФ к сведениям о товарах относятся: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД России; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Как указано в пунктах 1, 3 статьи 40 ТК РФ, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. Поскольку классификация товара по ТН ВЭД требует специальных познаний в области таможенного дела, в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
15.06.2005 Общество в ГТД N 10202040/150605/0000123 заявило код 7304 29 110 2 ТН ВЭД (ставка ввозной пошлины 5%), а 15.06.2006 Таможня приняла решение N 10202000-22-09-03/47 о классификации указанного товара по ТН ВЭД России в подсубпозиции 7304 29 110 9.
Суд апелляционной инстанции полагает, что правильной является классификация указанного товара по подсубпозиции 7304 29 110 2 ТН ВЭД с учётом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК РФ Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 5003-1 таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
На основании указанных норм Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.01 N 830 "О Таможенном тарифе РФ и Товарной номенклатуре, применяемых при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее Постановление), которым утверждены Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (установлены общие товарные позиции) и Таможенный тариф Российской Федерации (товарные позиции детализированы и определён размер таможенной пошлины).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД, в том числе для целей определения размера таможенной пошлины, основан на оценке признаков конкретного товара и признаков товара, закреплённых в товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции.
Согласно пунктам 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Таможенного тарифа Российской Федерации, утверждённого Постановлением и действовавшего до 01.01.2007, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (при неизменности всех факторов), положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Общество при ввозе товара по ГТД N 10202040/150605/0000123 классифицировало его по товарной подсубпозиции 7304 29 110 2 Таможенного тарифа в действовавшей на тот момент редакции "Трубы, трубки и профили полые, бесшовные из черных металлов (кроме чугунного литья): трубы обсадные, насосно-компрессорные и бурильные для бурения нефтяных или газовых скважин: прочие: наружным диаметром не более 406,4 мм: трубы обсадные и насосно-компрессорные, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H2S), наружным диаметром не более 406,4 мм, из стали групп прочности 75 и выше с высокогерметичными газовыми резьбовыми замковыми соединениями".
Указанная подсубпозиция имеет ссылку на примечание N 1, согласно которому технические параметры и назначение для работы при установленных температурах и в среде, содержащей сероводород (Н2S), должны быть подтверждены соответствующей записью в сертификате заводских испытаний.
При этом под техническими параметрами труб понимаются величины, характеризующие свойства данных труб, имеющие значение для их использования и обслуживания. Соответственно, данные величины указывает производитель труб, их принимает во внимание покупатель при выборе товара. Общая техническая характеристика объектов, в том числе труб, закрепляется в государственных стандартах (технических регламентах).
Согласно пунктам 3.1, 5.1 ГОСТ 633-80 "Трубы насосно-компрессорные и муфты к ним. Технические условия", утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 11.04.1980 N 1658 (далее ГОСТ 633-80), техническими параметрами указанных труб являются: условный диаметр трубы в миллиметрах, группа прочности, толщина стенки в миллиметрах, длина трубы в сантиметрах, масса трубы в килограммах, тип трубы, вид исполнения, массовая доля серы и фосфора.
В соответствии с содержанием подсубпозиции 7304 29 110 2 классификационное значение законодатель придал таким техническим параметрам как бесшовный способ изготовления, изготовление из черных металлов (кроме чугунного литья), тип трубы (обсадная, насосно-компрессорная или бурильная), наружный диаметр не более 406,4 мм, прочность 75 и выше, высокогерметичный газовый резьбовый замковый способ соединения.
Также в указанной подсубпозиции классификационное значение имеет использование таких труб в среде, содержащей сероводород (Н2S).
Согласно имеющимся в деле сертификатам заводских испытаний от 24.05.2005 указанный товар (бесшовные стальные насосно-компрессорные трубы) предназначен для применения в сероводородной среде и имеет такие технические параметры как
наружный диаметр 73,00 мм, прочность 655 МПа, а также такой способ соединения труб как высогерметичный резьбовый способ.
Таким образом, классификация Обществом товара по товарной подсубпозиции 7304 29 110 2 произведена с учётом требования указанного примечания, поскольку все описанные в Таможенном тарифе технические параметры, а также назначение товара подтверждены соответствующей записью в сертификате заводских испытаний.
Довод Таможни о том, что классификация указанного товара по подсубпозиции 7304 29 110 2 ошибочна, поскольку в сертификате заводских испытаний от 24.05.2005 отсутствует такая характеристика как "газовое соединение" отклоняется с учётом следующего.
В силу пунктов 2.13 - 2.15 ГОСТ 633-80 "Трубы насосно-компрессорные и муфты к ним. Технические условия" и пункта 5.2 ГОСТ Р 51906-2002 "Соединения резьбовые обсадных, насосно-компрессорных труб и трубопроводов и резьбовые калибры для них. Общая техническая характеристика" резьбовые соединения указанных труб не содержат таких технических параметров как газовые соединения и замковые соединения.
Соответственно, вывод суда об ошибочности включения в описание подсубпозиции 7304 29 110 2 ТН ВЭД (в редакции действовавшей на момент декларирования указанного товара) признака "газовые" является обоснованным.
Правильность данной позиции подтверждается письмом "ФестАльпине Тюбуларс ГмбХ&КоКГ" от 06.08.2005, а также письмом Открытого акционерного общества "ВНИИТ нефть" (Научно-исследовательского института разработки и эксплуатации нефтепромысловых труб) от 15.08.2005, согласно которым формулировка "газовые резьбовые замковые соединения" не корректна, поскольку резьбовые соединения на газовые и нефтяные не подразделяются.
Также правильность вывода суда подтверждает новая редакция Таможенного тарифа, введённая постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 N 296 (далее Постановление N 296), согласно которой характеристики "газовые" и "замковые" из рассматриваемой подсубпозиции ТН ВЭД исключены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что содержание товарной подсубпозиции 7304 29 110 2 ТН ВЭД (в редакции действовавшей на момент декларирования указанного товара) в части установленных технических параметров следует толковать ограничительно, исключая характеристики "газовые", "замковые" как фактически не существующие.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Как усматривается из материалов дела, Таможня не представила достаточных доказательств обоснованности оспариваемого классификационного решения, поскольку не доказала, что такая характеристика соединения насосно-компрессорных труб как "газовое" является техническим параметром.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом положений статей 3, 4 ТК РФ, а также пункта 3 статьи 5 НК РФ обоснован с учётом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 ТК РФ).
По смыслу указанных норм в случае отсутствия прямого указания на обратную силу в акте таможенного законодательства, такой акт может регулировать возникшие до его вступления в силу отношения, если обратную силу данному акту придаёт норма федерального закона или международного договора.
Вывод суда первой инстанции об обратной силе Постановления N 296, мотивированный ссылкой на пункт 5 статьи 5 НК РФ, является ошибочным, поскольку на момент возникновения спорных отношений (15.06.2005) в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ и вступивших в силу с 01.01.2005, таможенные сборы исключены из системы федеральных налогов и сборов (статья 13 НК РФ). Соответственно, исходя из системного толкования положений статей 1 и 13 НК РФ акты таможенного законодательства не входят в систему законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, суд ошибочно применил пункт 5 статьи 5 НК РФ и Постановление N 296 к спорным таможенным отношениям. Между тем, это не привело к принятию неправильного решения по делу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Таможни основан на материалах дела и соответствует действовавшему на момент возникновения спорных отношений законодательству.
Исследованные судом обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда от 27.09.2006 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Таможни без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2006 года по делу А29-6143/2006-а оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыктывкарской таможни без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В.Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6143/2006
Истец: ООО "Лукойл-Коми"
Ответчик: Сыктывкарская таможня
Третье лицо: ИФНС России по г. Сыктывкару