27 ноября 2007 г. |
Дело N А82-3724/2007-28 |
(Дата принятия резолютивной части постановления).
04 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буториной Г.Г.,
судей А.В.Караваевой, Т.В.Хоровой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г.Буториной
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.07г. по делу N А82-3724/2007-28, принятое судьей Глызиной А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области в лице Заволжского районного отдела УФССП по Ярославской области
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Ярославской области, Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Ярославской области
о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов и пени в сумме 36068,43 руб.
третьи лица: Александров Р.В., Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Даниловском муниципальном районе Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области в лице Заволжского районного отдела УФССП по Ярославской области (далее- УФССП, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Ярославской области (далее - Инспекция N 4) об обязании произвести зачет ошибочно перечисленных страховых взносов и пени в сумме 36068,43 руб. В качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Межрайонная Инспекция ФНС России N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция N 5, заявитель).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2007 г. заявленные УФССП требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная Инспекция ФНС России N 5 по Ярославской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с тем, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте не основаны на нормах закона, а именно к правоотношениям между Инспекцией и УФССП не должны применяться нормы статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Стороны и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили; УФССП представило отзыв на апелляционную жалобу; ходатайств и заявлений от сторон не поступало. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Заволжского отдела УФССП по Ярославской области в рамках исполнительного производства о взыскании с Александрова Р.В. 36068,43 руб. в пользу Управления ПФ РФ в Даниловском муниципальном районе Ярославской области, возбужденного на основании исполнительного листа N 87175 от 15.02.06г., были приняты от индивидуального предпринимателя Александрова Р.В. в счет погашения имеющейся задолженности денежные средства в размере 36068,43 руб. и перечислены по платежным поручениям N 792, 793, 794 от 28.02.07г. и N 1867 от 19.03.07г. в уплату страховых взносов и пени. При этом в платежных поручениях были неверно указаны коды бюджетной классификации (далее по тексту - КБК), что привело к зачислению платежей на другие КБК.
Обнаружив допущенные ошибки, Заволжский отдел УФССП обратился в Инспекцию N 4 с заявлением о зачете ошибочно уплаченных денежных сумм на надлежащие КБК. Инспекция отказала в проведении зачета по страховым взносам и пени (письмо от 04.04.07г. N 11-22/6839), указав при этом, что у налоговых органов не имеется оснований для осуществления таких действий.
Получив отказ налогового органа в проведении зачета ошибочно перечисленных страховых взносов и пени, УФССП обратилось в Арбитражный суд Ярославской области, решением которого требования УФССП удовлетворены.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.01г. N 167-ФЗ (далее Закона N 167-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в т.ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст.25 Закона N 167-ФЗ определено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
При этом Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения статей 78, 79 НК РФ.
Статьей 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного (излишне взысканного) налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
В п.14 ст.78 НК РФ сказано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в настоящей статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, в соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96г. N 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О бюджетной классификации Российской Федерации", главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ закреплен Приказом Минфина России от 16.12.04г. N 116н.
В п.4 данного Приказа предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 21.07.97г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что статья 78 НК РФ регулирует правоотношения только между налогоплательщиком и налоговым органом суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
На основании изложенного, Второй арбитражный апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании полного исследования материалов дела, с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2007 г. по делу
N А82-3724/2007-28 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г.Буторина |
Судьи |
А.В.Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3724/2007
Истец: Управление ФССП по Ярославской области в лице Заволжского районного отдела УФССП по Ярославской области
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Ярославской области, Межрайонная ИФНС России N4 по Ярославской области, Межрайонная ИФНС России N5 по Ярославской области
Третье лицо: ИП Александров Р. В., ИП Александров Руслан Витальевич, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском муниципальном районе Ярославской области, Управление Пенсионного фонда РФ в Даниловском МР Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4161/07