г.Киров |
|
19 октября 2007 г. |
Дело N А82-4228/2007-99 |
(Дата вынесения резолютивной части постановления).
26 октября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Немчаниновой М.В.,
судей: Хоровой Т.В., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Немчаниновой М.В.
Рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.08.2007 г. по делу N А82-4228/2007-99, принятое судьей Украинцевой Е.П. по заявлению Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области
о признании недействительными решения и требования налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя -
от ответчика - Шишанова К.С. по доверенности от 12.10.07г.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области (далее по тексту - Администрация района, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области о признании недействительным решения N 5461 от 23.05.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части применения штрафных санкций по ст.129.1 НК РФ в сумме 16 068 000 руб. и требования N 233 от 28.05.07г. об уплате налоговых санкций в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.08.2007 года требования Администрации района удовлетворены в части, решение налогового органа и требование признаны недействительными в части налоговых санкций, превышающих 16 068 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. По мнению заявителя жалобы, Арбитражный суд Ярославской области неправильно применил норму материального права, а именно, п.1 ст.129.1 НК РФ, пришел к необоснованному выводу о правомерности применения налоговых санкций в сумме 16 068 000 руб. из расчета 1 000 рублей за каждый непредставленный документ. По мнению заявителя апелляционной жалобы, статья 129.1 НК РФ предусматривает санкции за непредставление сведений во множественном числе и не содержит указания на взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый непредставленный документ, как на это указано в п.1 ст.126 НК РФ. Администрация указывает, что вне зависимости от количества непредставленных сведений, штраф, предусмотренный п.1 ст.129.1 НК РФ не может превышать 1 000 рублей, а арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправомерно расширил сферу действия норм о налоговой ответственности.
Также Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области считает, что она не несет обязанности по представлению сведений о земельных участках в налоговые органы, указывает, что представлять соответствующие сведения обязаны муниципальные образования - сельские и городские поселения, а не муниципальное образование - муниципальный район, поскольку земельный налог является доходом поселений по нормативу 100 процентов поселения. Заявитель жалобы, также обращает внимание на неясность законодательных актов в вопросе определения соответствующего субъекта, на которого возложена обязанность по представлению сведений о земельных участках и необходимости применения в данной ситуации п.7 ст.3 НК РФ.
Факт несвоевременного представления сведений заявитель апелляционной жалобы признает.
На основании вышеизложенного Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области просит отменить решение арбитражного суда Ярославской области, принять новый судебный акт, в котором признать недействительным оспариваемые ненормативные акты налогового органа - решение и требование.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу против доводов апелляционной жалобы возразила, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, пояснила, что именно Администрация была обязана представить сведения о земельных участках. Также налоговый орган указывает, что информация о каждом земельном участке является отдельным сведением, которое он обязан сообщить налоговому органу, следовательно, применение налоговых санкций в размере 1 000 руб. за каждое непредставленное сведение не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя апелляционной жалобы по имеющимся в деле документам.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 19 октября 2007 года.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области провела проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, результаты которой зафиксированы в акте N 212 от 19.04.07г.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений Администрации заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области вынесено решение N 5461 от 23.05.07г. о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной п.1 ст.129.1 НК РФ за несвоевременное представление 16 068 сведений о земельных участках в сумме 16 068 000 руб. На основании принятого решения в адрес Администрации было направлено требование N 233 от 28.05.07г. об уплате налоговых санкций.
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области, не согласившись с решением налогового органа и выставленным на его основании требованием, обжаловала их в Арбитражный суд Ярославской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался п.12 ст.396, ст.389, ст.129.1 НК РФ и пришел к выводу о том, что Администрация, является органом, обязанным представлять соответствующие сведения о земельных участках, а также признал правомерным привлечение к налоговой ответственности в размере 1 000 рублей за каждое сведение. Однако, при рассмотрении дела суд первой инстанции установил факты, являющиеся согласно ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность и уменьшил размер налоговых санкций в 1 000 раз, определив ко взысканию штраф в размере 16 068 рублей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 года N 47н "Об утверждении форм "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению".
В пункте 1.1 Рекомендаций по заполнению формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", указано, что сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования (далее- Сведения), заполняются органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка.
Согласно совместному письму, подписанному заместителем губернатора Ярославской области и руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 15.01.2007 г. N 13-14/00232, на Администрацию района была возложена обязанность по предоставлению сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения. Наличие соответствующих сведений и возможность их своевременного представления не оспаривается заявителем апелляционной жалобы.
Кроме того, согласно представленным в суд апелляционной инстанции Объяснениям Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области по вопросу представления сведений по земельным участкам от 29.03.07г. следует, что данный орган местного самоуправления обладал возможность представления сведений, для чего им было заказано необходимое программное обеспечение "ЗУМО".
Представленный в материалы дела проект Соглашения об информационном обмене не имеет отношения к сроку представления сведений - 01.02.07г., так как подписан в июле 2007 года.
Таким образом, в рассматриваемый период Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области являлась единственным органом, обладающим возможностью представления необходимых сведений и их представившим, но в нарушение установленного срока. Как верно отметил суд первой инстанции зачисление сумм земельного налога в бюджеты сельских поселений не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку осуществление обязанности, предусмотренной п.12 ст.396 НК РФ не поставлено в зависимость от получения доходов муниципальными образованиями.
Следовательно, в срок до 1 февраля 2007 года Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области была обязана представить в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения, указанная обязанность в установленный срок исполнена не была, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек Администрацию к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по п.1 ст.129.1 НК РФ.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом был неверно определен размер налоговых санкций по п.1 ст.129.1 НК РФ, и как следствие, арбитражным судом первой инстанции неправильно истолкована и применена указанная норма НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о фактах налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Как отмечено в пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда от 17.03.2003 г. N 71, в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 г. N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования и рекомендаций по ее заполнению".
Согласно п.1.2 Рекомендаций сведения представляются в налоговые органы на бумажном носителе или могут быть представлены в электронном виде. Согласно п.1.4 Рекомендаций форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", состоит из:
- титульного листа - Лист "А";
- листа "Б" "Сведения о земельном участке";
- листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований";
- листа "Г" "Сведения о правообладателе земельного участка";
- листа "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
В том случае, если Форма представляется органом муниципального образования впервые, Лист "Д" не заполняется.
Разделом II определен порядок заполнения титульного листа Формы (Лист "А").
Пунктом 2.3 установлено, что по строке 1.2 указывается количество страниц, на которых составлена Форма.
Согласно разделу III "Заполнение Листа "Б" "Сведения о земельном участке" Формы, Лист "Б" заполняется отдельно по каждому земельному участку, находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения у юридического или физического лица.
Согласно разделу IV "Заполнение Листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований" Формы, Лист "В" заполняется отдельно по каждому земельному участку, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований.
Из анализа положений данного приказа следует, что "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", представляют собой единый документ, содержащий общую информацию обо всех земельных участках, находящихся на территории муниципального образования. При этом законодательством установлен единый срок представления указанного документа, и нарушение установленного срока образует одно правонарушение, за которое установлена ответственность в пункте 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1000 рублей.
Законодательством не установлена обязанность органов муниципального образования по отдельному представлению сведений на каждый земельный участок, в связи с чем, исчисление штрафа в размере 1000 рублей за каждый земельный участок не соответствует нормам налогового законодательства и расценивается апелляционным судом как расширительное толкование норм о налоговой ответственности.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда Ярославской области о правомерности взыскания налоговых санкций в размере 1 000 руб. за непредставление сведений по каждому земельному участку, следует признать ошибочным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 08.08.07г. подлежит изменению в соответствии с п.п.3 п.2 ст.270 АПК РФ, как принятое с нарушением норм материального права - неправильным истолкованием п.1 ст.129.1 НК РФ, а апелляционная жалоба Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области подлежит удовлетворению в части признания недействительным решения N 5461 от 23.05.07г. и требования налогового органа N 233 от 28.05.07г. об уплате налоговых санкций в сумме, превышающей 1 000 рублей.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Факт несообщения в установленный срок сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает обоснованным взыскание штрафа в размере 1000 руб., решение N 5461 от 23.05.07г. и требование налогового органа N 233 от 28.05.07г. об уплате штрафа в сумме 1 000 рублей является законным, а апелляционная жалоба Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области в данной части не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области в пользу Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области в размере 500 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.08.2007 г. по делу N А82-4228/2007-99 отменить в части отказа в признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области N 5461 от 23.05.07г. и требования N 233 от 28.05.07г. об уплате налоговых санкций по п.1 ст.129.1 НК РФ в размере, превышающем 1 000 рублей.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области N 5461 от 23.05.07г. о привлечении к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в части налоговых санкций за несообщение сведений по п.1 ст.129.1 НК РФ, превышающей 1 000 рублей.
Признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области от 28.05.07г. N 233 об уплате налоговых санкций по п.1 ст.129.1 НК РФ, в части превышающей 1 000 рублей.
В остальной оспариваемой части решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.08.2007 г. по делу N А82-4228/2007-99 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 ПО Ярославской области в пользу Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 500 руб. по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В.Немчанинова |
Судьи |
Т.В.Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4228/2007
Истец: Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области
Ответчик: Межрайонная ИФНС N4 по Ярославской области