17 августа 2007 г. |
Дело N А82-4720/2006-2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2007 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 17 августа 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей О.А. Гуреевой, Т.Е. Пуртовой
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии представителей сторон
от истца:
от ответчика:
от третьих лиц:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области
от 25.04.2007 г. по делу N А82-4720/2006-2
о прекращении производства по делу,
принятое судом в составе судьи Дмитриевой В.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "АДС"
к Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту финансов мэрии г. Ярославля, Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля -
о взыскании 1679433 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АДС" (далее - ООО "АДС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Ярославской области по возмещению затрат, связанных с реализацией в период с сентября 2003 года по декабрь 2004 года права отдельных категорий граждан на льготу по оплате тепловой энергии в размере 1679433 руб. 28 коп. и обязании ответчика исполнить свои обязательства.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об отказе от требования о признании бездействия Департамента финансов незаконным и об изменении требования об обязании
ответчика исполнить свои обязательства, и просил взыскать с Департамента финансов Ярославской области 1679433 руб. 28 коп. затрат, связанных с реализацией в период с сентября 2003 г. по декабрь 2004 г. права отдельных категорий граждан на льготу по оплате тепловой энергии.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов мэрии г. Ярославля и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25 апреля 2007 года взыскано за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "АДС" 1679433 руб. 28 коп. в возмещение затрат по предоставлению льгот.
Судом при вынесении решения установлено, что в указанный истцом период бюджет Ярославской области не получал средств из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 25 апреля 2007 года отменить, принять новый судебный акт: взыскать за счет казны Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области в пользу ООО "АДС" 1679433 руб. 28 коп. в возмещение затрат по предоставлению льгот, 19897 руб. 17 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент финансов Ярославской области; истцом не указано, какая форма вины имеет место в действиях Минфина России; факт наличия надлежащего обращения в Министерство финансов Российской Федерации о выделении финансовой помощи не установлен.
Истец и остальные ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 22 мая 2007 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Предметом иска ООО "АДС", энергоснабжающей организации, явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления с сентября 2003 г. по декабрь 2004 г. льгот по оплате тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно справке, подписанной Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля задолженность перед ООО "АДС" в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах" за период с 2002 г. по 2004 г. составляет 1679,433 тыс. рублей.
Факт и объем предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" не оспаривается сторонами.
Департамент финансов Ярославской области считает, что возмещение расходов, возникших в результате предоставления льгот по Федеральному закону "О ветеранах" должно осуществляться за счет федерального бюджета. Поясняет, что финансирование из областного бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году осуществлялось в соответствии со статьёй 45 Закона Ярославской области от 21.12.2002 N 82-З "Об областном бюджете на 2003 год" в пределах средств, утверждённых в соответствующих разделах областного бюджета и местных бюджетов. В 2004 году согласно статье 42 Закона Ярославской области от 21.12.2003 г. N 77-З "Об областном бюджете на 2004 год" было утверждено распределение субвенций местным бюджетам из областного бюджета на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг населению в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в сумме 278516 руб.
Департамент финансов мэрии города Ярославля считает себя ненадлежащим ответчиком.
Министерство финансов полагает, что иск должен быть удовлетворен за счет Департамента финансов Ярославской области.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Федеральный закон Российской Федерации "О ветеранах" гарантирует социальную защиту ветеранам. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Закона в редакции, действующей в спорный период времени, расходы по оплате коммунальных услуг производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В пункте 2 названной нормы установлено, что расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Обязанность доказывания обстоятельств по делу, на которые ссылается лицо, возложена частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на данное лицо.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской федерации, Управление Федерального казначейства по Ярославской области не представили доказательств выделения из федерального бюджета средств, необходимых для возмещения истцу убытков, связанных с предоставлением указанных льгот.
Судом первой инстанции установлено, что в 2003, 2004 годах бюджет Ярославской области средства из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не получал и сделан обоснованный вывод, что имеет место ненадлежащее исполнение Министерством финансов Российской федерации обязанности по выделению средств из федерального бюджета субъекту Российской Федерации для реализации Федерального закона "О ветеранах".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации и отказал в иске в отношении иных ответчиков.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении с апелляционной жалобой, возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 25 апреля 2007 г. по делу N А82-4720/2006-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4720/2006
Истец: ООО "АДС"
Ответчик: Департамент финансов мэрии г. Ярославля, Департамент финансов Ярославской области, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства Ярославской области
Третье лицо: Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля