13 июня 2007 г. |
А82-16416/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2007 года.
Постановление в окончательной форме изготовлено 13 июня 2007 года.
13 июня 2007 года Дело N А82-16416/2006-35
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Поляковой С.Г.,
Судей Губиной Л.В., Кобелевой О.П.
При ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой С.Г.,
В отсутствии представителей сторон
Рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.07г. по делу N А82-16416/2006-35, принятое судьей Чистяковой О.Н.
по иску Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области
к Администрации ГО г. Рыбинск, Департаменту недвижимости Администрации ГО г. Рыбинск
третьи лица: Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Рыбинский кожно-венерологический диспансер", Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, Муниципальное учреждение здравоохранения г. Рыбинска "Станция скорой медицинской помощи"
об истребовании имущества
УСТАНОВИЛ:
Департамент по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области (далее - истец, ДУГИ, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Администрации Городского округа г. Рыбинск (далее - Администрация, ответчик 1), Департаменту недвижимости Администрации Городского округа г. Рыбинск (далее - Департамент недвижимости) об истребовании нежилого здания по адресу: Ярославская область г. Рыбинск, ул. Баженова, 1, ранее занимаемого Муниципальным учреждением здравоохранения "Рыбинский кожно-венерологический диспансер" (далее МУЗ "Рыбинский КВД").
Заявленное требование обосновано пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), пунктом 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивировано тем, что ответчик 1 в силу указанных норм обязан передать в собственность Ярославской области МУЗ "Рыбинский КВД" со всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления на день вступления в силу главы 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако при оформлении документов должностными лицами Администрации были произведены действия по изъятию части имущества у передаваемых учреждений здравоохранения, в том числе истребуемого имущества, которое на момент рассмотрения иска в государственную собственность Ярославской области не передано.
Ответчики исковые требования не признали. Пояснили, что спорное здание МУЗ "Рыбинский КВД" никогда не использовалось, было изъято у последнего 01.12.2004 г. и передано МУЗ "Станция СМП", которым также не использовалось, поскольку здание требует капитального ремонта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, были привлечены Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Рыбинский кожно-венерологический диспансер" (далее - ГУЗ ЯО "Рыбинский КВД"), Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Департамент здравоохранения), Муниципальное учреждение здравоохранения г. Рыбинска "Станция скорой медицинской помощи" (далее - МУЗ "Станция СМП").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15 марта 2007 года по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд при вынесении решения указал, что исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая, что спорное здание никогда не использовалось МУЗ "Рыбинский КВД" для оказания специализированной медицинской помощи, право оперативного управления не было зарегистрировано, МУЗ "Рыбинский КВД" в данном здании никогда не располагался, а само здание находится в непригодном состоянии, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДУГИ обратился с апелляционной жалобой во Второй арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2007 года, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Заявитель полагает, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, а именно, суд не принял во внимание, что спорное здание находилось в оперативном управлении кожно-венерологического диспансера с 23.06.1998 года, после ремонта здание должно было использоваться диспансером для осуществления уставной деятельности, для чего было оформлено свидетельство на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, в 1998 году был заключен договор для выполнения реконструкции данного здания. Указывает, что государственная регистрация права оперативного управления на момент передачи имущества не требовалась. Кроме того, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по передаче имущества, используемого для оказания специализированной медицинской помощи, в собственность субъекта Российской Федерации.
В отзывах на апелляционные жалобы Администрация и Департамент недвижимости считают доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда законным и обоснованным.
ГУЗ ЯО "Рыбинский КВД" поддерживает требования апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2007 г. по данному делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствуют основания для отмены судебного акта суда первой инстанции в силу следующего.
Как видно из документов и установлено судом, в нежилом здании по адресу: Ярославская область г. Рыбинск, ул. Баженова, 1 ранее размещался детский сад N 59.
В соответствии с Распоряжением ДУГИ от 29.05.1997 г. N 190 помещение детского сада N 59 по указанному адресу было передано в муниципальную собственность г. Рыбинска.
23.06.1998 г. здание было передано МУЗ "Рыбинский КВД" на праве оперативного управления. Доказательства регистрации права в установленном законом порядке отсутствуют.
Приказом Департамента недвижимости N 4-06/02-854 от 01.12.2004 г. указанное здание было передано с баланса МУЗ "Рыбинский КВД" на баланс МУЗ "Станция СМП". В материалы дела представлен акт N 18/1 приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях, подтверждающий факт передачи. Доказательства регистрации прав МУЗ "Станция СМП" в деле отсутствуют.
Представленный в материалы дела технический паспорт на комплекс зданий, расположенных по адресу: Ярославская область г. Рыбинск, ул. Баженова, 1, свидетельствует, что здание детского сада находится в стадии капитального ремонта, здание прачечной и овощехранилища в разрешенном состоянии.
В соответствии с Законом Ярославской области от 08.12.2000 г. N 28-а "О порядке осуществления права собственности в отношении собственности Ярославской области", решением Рыбинского Совета депутатов от 27 января 2005 года N 85 "О согласовании передачи муниципального имущества в государственную собственность Ярославской области" и в целях реализации статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрацией Ярославской области было принято Постановление от 27.01.2005 г. N 11, на основании которого в государственную собственность Ярославской области должны быть приняты муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе МУЗ "Рыбинский КВД", расположенный по адресу: г. Рыбинск, ул. Гоголя, 35.
11.12.2006 г. Муниципальным Советом городского округа г. Рыбинск было принято Решение N 114 "О согласовании безвозмездной передачи в федеральную собственность комплекса зданий, расположенных по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск ул. Баженова, 1", в силу которого Муниципальный Совет городского округа г. Рыбинск решил согласовать безвозмездную передачу в федеральную собственность комплекса зданий, расположенных по указанному адресу, с целью использования для Рыбинского городского суда Ярославской области.
В соответствии с сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области N 08/001/2007-194 от 13.01.2007 г. в ЕГРП записи о регистрации прав на нежилые помещения, расположенные по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск ул. Баженова, 1, отсутствуют.
Отказ Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области в безвозмездной передаче указанного здания в государственную собственность Ярославской области стал основанием для предъявления последним иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьей 301 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Следовательно, право на истребование имущества из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному титульному владельцу имущества, однако доказательства права собственности или иного титульного владения истца в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О установлено, что положения части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления: до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по передаче имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий.
В силу подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорное здание было передано от МУЗ "Рыбинский КВД" МУЗ "Станция СМП", что подтверждено материалами дела, то есть предназначено для оказания не специализированной, а скорой медицинской помощи. При этом нормы действующего законодательства не относят к полномочиям субъектов Российской Федерации решение вопросов, связанных с оказанием спорной медицинской помощи.
Вследствие этого, отказ ответчика представляется апелляционному суду обоснованным в силу того, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, истец не представил доказательств, что данное имущество предназначено для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с разграничением полномочий.
При совокупности вышеизложенных обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследование представленных обеими сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.07г. по делу N А82-16416/2006-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
Полякова С.Г. |
Судьи |
Губина Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16416/2006
Истец: Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области
Ответчик: Администрация городского округа г. Рыбинска, Департамент недвижимости администрации ГО г. Рыбинска
Третье лицо: ГУЗ Ярославской области "Рыбинский кожно-венерологический диспансер", Департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области, МУЗ г. Рыбинска "Станция скорой медицинской помощи", МУЗ поликлиника N3 им. Н. А. Семашко, Департамент недвижимости администрации Рыбинского МО