город Воронеж |
|
3 июля 2015 г. |
Дело N А35-11571/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.03.2015 по делу N А35-11571/2014 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании сообщений об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно- экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании сообщений об отказе в государственной регистрации от 05.11.2014 N 01/130/2014-787, от 09.12.2014 N 01/146/2014-692, от 09.12.2014N 01/146/2014-756.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области.
Решением суда от 30.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что записи о всех правах на какой-либо объект недвижимого имущества вносятся в раздел ЕГРП, который идентифицируется кадастровым номером. Заявитель обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на помещения, которые расположены в здании с кадастровым номером 46:29:102122:387. В ЕГРП уже открыт раздел на здание с кадастровым номером 46:29:102122:387 и содержатся сведения о зарегистрированном на него праве собственности РФ. Следовательно, проведение государственной регистрации права оперативного управления на помещения в соответствии с п. 6 ст. 12 Закона о государственной регистрации в новом разделе ЕГРП при наличии открытого раздела на здание, в котором находится помещения, в настоящее время не представляется возможным и противоречит правилам ЕГРП.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области) от 11.01.2013 N 04расп (с изменениями, внесенными распоряжением от 21.10.2014 N 196 расп) за ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курской области закреплены на праве оперативного управления помещения, расположенные в зданиях пожарного депо (Литер А), ремонтных мастерских (Литер В) и склада (Литер Б), по адресу г. Курск, ул.50 лет Октября, д.116-б.
17.09.2014 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области) с заявлением о регистрации права оперативного управления на нежилые помещения здания ремонтных мастерских, Литер В, кадастровый номер 46:29:102122:453, расположенных по адресу - Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.116- б, а именно:
- нежилое помещение I, площадью 166,4 кв. м, состоящее из комнат N 1,17 - 1 этаж.
К заявлению Учреждением были приложены следующие документы: доверенность от 20.06.2013 N 3079, кадастровый паспорт помещения от 11.07.2014 N 46/14-1-180247, акт от 31.03.2013, распоряжение от 11.01.2013 N 04расп, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 22.07.2007 N 001112587 серия 46, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 22.02.2007, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.03.2012, приказ от 03.08.2011 N413, выписка из ЕГРЮЛ от 27.08.2014 N11791, приказ от 28.02.2007 N9-НС, Устав от 03.08.2011 N413, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 17.09.2014.
03.10.2014 Управление Росреестра по Курской области вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/130/2014-787, на срок до 01.11.2014, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права оперативного управления на помещение.
22.10.2014 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курской области подало заявление в Управление Росреестра по Курской области о регистрации права оперативного управления на помещения, расположенные в зданиях пожарного депо с жилыми, административными и техническими помещениями, Литер А, кадастровый номер 46:29:102122:458, по адресу - Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.116- б, а именно:
- нежилое помещение I, площадью 411 кв. м, состоящее из комнат 26, 27-27а, 28а, 29, 29а, 29б, 29в - 1-й этаж, комнаты 1-7, 8А, 9, 21А, 22, 23, 25, 28, 29, 31-33 - 2-й этаж.
К заявлению о государственной регистрации права были приложены следующие документы: доверенность от 20.06.2013 N 3079, распоряжение от 11.01.2013 N 04расп, акт приема-передачи от 31.01.2013, распоряжение от 21.10.2014 N 196расп, учредительные документы от 22.02.2007, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 22.10.2014.
07.11.2014 Управление Росреестра по Курской области вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/146/2014-691, на срок до 06.12.2014, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права оперативного управления на помещение.
23.10.2014 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курской области обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права оперативного управления на помещения здания склада Литер Б, кадастровый номер 46:29:102122:460, расположенные по адресу - Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д.116- б, а именно:
- нежилое помещение I, площадью 36,2 кв. м, состоящее из комнат N 6 - 1 этаж.
К заявлению были приложены документы: доверенность от 20.06.2013 N 3079, распоряжение от 11.01.2013 N 04расп, акт приема-передачи от 31.01.2013, распоряжение от 21.10.2014 N 196расп, учредительные документы, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 23.10.2014.
07.11.2014 Управление Росреестра по Курской области вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/146/2014-756, на срок до 06.12.2014, в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права оперативного управления на помещение.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Управлением Росреестра по Курской области приняты решения об отказе в государственной регистрации права оперативного управления, оформленные сообщениями от 05.11.2014 N 01/130/2014-787, от 09.12.2014 N 01/146/2014-692, от 09.12.2014 N 01/146/2014-756.
Считая указанные решения Управления Росреестра по Курской области не соответствующими требованиям законодательства, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что смены собственника недвижимого имущества не происходило, в связи с чем, отдельная регистрация права собственности Российской Федерации на занимаемые государственными учреждениями помещения не требуется. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорное здание сама по себе не противоречит государственной регистрации за государственными учреждениями права оперативного управления и не исключает такую регистрацию. Заявителем были представлены требуемые для государственной регистрации документы, содержащие все необходимые сведения в соответствии с нормами статей 17, 18 Закона N 122-ФЗ; в подлинности представленных документов сомнений у государственного регистратора не возникло, в связи с этим, Управление Росреестра по Курской области не имело правовых оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п.2 ст.16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа регистрации права оперативного управления на нежилое помещение I площадью 166,4 кв. м, состоящее из комнат N N 1, 17, по адресу: Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116-б послужил вывод регистрирующего органа со ссылкой на абзацы 4, 10, 11 части 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ (сообщение от 05.11.2014 N 01/130/2014-787):
- распоряжение и акт приема-передачи не содержат полные наименования юридических лиц, в отношении которых изданы данные акты;
- в распоряжении и акте приема-передачи указано, что помещение расположено на 2 этаже здания, что противоречит сведениям о помещении, содержащимся в кадастровом паспорте от 11.07.2014 N 46/14-1-180247;
- в заявлении о государственной регистрации права оперативного управления неверно указан кадастровый номер помещения, право на который заявлено к государственной регистрации;
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним уже открыт раздел на здание с кадастровым номером 46:29:102122:374 и содержатся сведения о зарегистрированном не него праве собственности Российской Федерации; заявление Российской Федерации о прекращении зарегистрированного права собственности на здание в связи с его разделением, а также о государственной регистрации права собственности на помещение в Управление Росреестра по Курской области не представлены.
Основанием для отказа государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение площадью 36,2 кв. М, кадастровый номер 46:29:102122:460 по адресу: Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116-б послужил вывод регистрирующего органа со ссылкой на абзац 10 части 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ (сообщение от 09.12.2014 N 01/146/2014-692):
- в ЕГРП открыт раздел на здание с кадастровым номером 46:29:102122:379 и содержатся сведения о зарегистрированном не него праве собственности Российской Федерации; заявление Российской Федерации о прекращении зарегистрированного права собственности на здание в связи с его разделением, а также о государственной регистрации права собственности на помещение в Управление Росреестра по Курской области не представлены.
Основанием для отказа государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение площадью 411 кв. м, кадастровый номер 46:29:102122:458, расположенное по адресу: Российская Федерации, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 116-б послужил вывод регистрирующего органа со ссылкой на абзац 10 части 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ (сообщение от 09.12.2014 N 01/146/2014-756):
- в ЕГРП открыт раздел на здание с кадастровым номером 46:29:102122:387 и содержатся сведения о зарегистрированном не него праве собственности Российской Федерации; заявление о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на здание в связи с его разделением, заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на помещение в Управление Росреестра по Курской области не представлены.
Выделенное нежилое помещение, а также оставшаяся часть помещений в здании не являются вновь созданными объектами недвижимости, часть здания, право собственности на которое зарегистрировано за продавцом, может быть отчуждена в собственность другого лица без дополнительной государственной регистрации за продавцом права собственности на указанную часть объекта.
Согласно пункту 9 статьи 12 Закона N 122-ФЗ о государственной регистрации в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Реестра и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы ЕГРП и открыты новые дела правоустанавливающих документов. При этом данным Законом не предусмотрена новая процедура регистрации права собственности того же лица на выделенные объекты недвижимости с подачей заявления правообладателем о перерегистрации его права на выделенные объекты недвижимости.
В случае выделения объекта недвижимости соответствующие изменения в Реестр вносятся регистрирующим органом без дополнительного представления собственником заявлений о государственной регистрации прав на отдельные части объекта недвижимости, прекращении права собственности на первоначальный объект недвижимости и уплаты государственной пошлины.
Данный выводы соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 N ВАС-1032/2014.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2 раздела II Приложения N 1 в собственности Российской Федерации относятся: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 02.03.2015 N 292/1, 292/2, 292/3 здания литеры А, Б, В по адресу: г. Курск, ул. 50 лет октября, д. 116-б относятся к федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 и учтены в реестре федерального имущества.
Нежилые помещения, расположенные в здании пожарного депо по адресу: г. Курск, ул. 50 лет октября, д. 116-б, находятся в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области (Литер А, общая площадь 421,8 кв. м, кадастровый номер 46:29:102122:458; Литер Б, общая площадь 36,2 кв. м, кадастровый номер 46:29:102122:460 ; Литер В, общая площадь 166,4 кв. м, кадастровый номер 46:29:102122:453).
Поименованные учреждения являются федеральными, их финансирование осуществляется за счет федерального бюджета.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления представляет собой полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным собственником за учреждением в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Из абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Учитывая приведенные положения закона, суд правильно заключил, что право оперативного управления производно от права собственности, является актом распоряжения собственником, в данном случае - Российской Федерацией, своим имуществом. Право оперативного управления не может существовать отдельно от права собственности.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорное здание не исключает и не противоречит зарегистрированному за государственными учреждениями праву оперативного управления.
Поскольку предоставленные учреждениям помещения не являются вновь созданными объектами недвижимости, решения о разделе здания литеры А, Б, В, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 50 лет октября, д. 116-б, Российская Федерация как собственник не принимала, смены собственника недвижимого имущества не происходило, в связи с чем, как правильно указал суд, отдельная регистрация права собственности Российской Федерации на занимаемые государственными учреждениями помещения не требуется.
Как было верно отмечено судом области, в период приостановления государственной регистрации заявителем были устранены такие недостатки, как распоряжение и акт приема-передачи не содержат полные наименования юридических лиц, в отношении которых изданы данные акты; в распоряжении и акте приема-передачи указано, что помещение расположено на 2 этаже здания, что противоречит сведениям о помещении, содержащимся в кадастровом паспорте от 11.07.2014 N 46/14-1-180247; в заявлении о государственной регистрации права оперативного управления неверно указан кадастровый номер помещения, право на который заявлено к государственной регистрации, о чем свидетельствует соответствующая расписка в предоставлении документов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от 05.11.2014 N 01/130/2014-787, от 09.12.2014 N 01/146/2014-692, от 09.12.2014N 01/146/2014-756 являются незаконными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.03.2015 по делу N А35-11571/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11571/2014
Истец: ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Курской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Курской области
Третье лицо: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Курской области