13 апреля 2007 г. |
А29-7607/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2007 года.
Постановление в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2007 года.
11 апреля 2007 г. Дело N А29-7607/2006-2э
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Губиной Л.В., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой С.Г.
в присутствии представителя истца Открытого акционерного общества "Жилкомсервис" - по доверенности Курдюкова Е.В.
рассмотрел апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Жилкомсервис"
на решение от 18.01.07. по делу N А29-7606/2006-2э Арбитражного суда Республики Коми,
принятое судьей Дончевской О.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Жилкомсервис"
к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Вымскому району,
Министерству финансов Республики Коми
о взыскании задолженности в сумме 11 763 руб. 78 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Жилкомсервис" (далее - истец, заявитель, ОАО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к отделу социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Вымскому району о взыскании задолженности в размере недополученного налога на добавленную стоимость в сумме 11 763 руб. 78 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2006 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Республики Коми, произведена замена ответчика с отдела социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Усть-Вымскому району на Управление социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Усть-Вымскому району.
В уточненном исковом заявлении истец просит взыскать с ответчиков убытки, возникшие в связи с неполным возмещением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных ОАО "Жилкомсервис" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в июле-августе 2006 года в размере 11 763 руб. 78 коп.
Заявленные требования обоснованы статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что 20.02.2006 г. ОАО "Жилкомсервис" заключил с отделом социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Усть-Вымскому району договор N 8 по предоставлению и расходованию средств, направляемых на финансирование текущих расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по реализации Федерального закона "О ветеранах". Согласно предмета договора отдел во исполнение "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства РК "О мерах по реализации закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в РК" от 31.12.2004 г. N 280 принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и определение их размера, доводит соответствующее решение до ОАО "Жилкомсервис", возмещает расходы, понесенные исполнителем за счет средств федерального бюджета, а ОАО "Жилкомсервис" осуществляет предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Услуги, оказанные ОАО "Жилкомсервис" отделу, предусмотренные настоящим договором, в июле, августе 2006 года отдел оплачивал без учета налога на добавленную стоимость. Размер недополученного налога на добавленную стоимость за июль, август 2006 года составляет в размере 11 763 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку денежные средства, получаемые ОАО "Жилкомсервис" из бюджета, выделялись не на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению льгот по действующему законодательству, поэтому эти суммы не включаются в налоговую базу по спорному налогу.
Не согласившись с решением суда от 18.01.2007 г., истец ОАО "Жилкомсервис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В жалобе заявитель указывает, что меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О ветеранах" являются гарантией государства, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки переданы субъектам РФ. Законом не возложена обязанность по предоставлению и начислению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на организации, предоставляющие потребителям жилищно-коммунальные услуги, какой является ОАО "Жилкомсервис". Поскольку тариф на услуги при реализации льготным категориям потребителей не меняется, налогооблагаемая база при исчислении НДС определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации как стоимость товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам). Поскольку денежные средства, перечисляемые Управлением, поступают на оплату услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, в данном случае выполняется требование пункта 2 части 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации по увеличению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Кроме того, судом было отказано в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управления ФНС России по РК, а в случае отказа в удовлетворении иска истец также вынужден не рассчитывать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость с сумм льгот, что противоречит позиции УФНС по РК.
Ответчики - Министерство финансов Республики Коми и Управление социальной защиты населения по Усть-Вымскому району - в отзывах на апелляционную жалобу считают решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2007 г. законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы представитель истца поддержала заявленные требования.
Ответчики Министерство финансов Республики Коми и Управление социальной защиты населения по Усть-Вымскому району ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2007 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя истца, апелляционный суд полагает, что основания для отмены либо изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют.
Согласно договора N 8 от 20 февраля 2006 года по предоставлению и расходованию средств, направляемых на финансирование текущих расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по реализации Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", заключенного между отделом социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Вымскому району("Заказчик") и ОАО "Жилкомсервис" ("Исполнитель"), Заказчик во исполнение "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и определения их размера, доводит соответствующее решение до Исполнителя, возмещает расходы, понесенные Исполнителем, за счет средств федерального бюджета, предусмотренном в Фонде компенсаций на 2006 год, а Исполнитель осуществляет предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
На основании пункта 2.5. заключенного договора Отдел социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Вымскому району производит перечисление денежных средств на расчетный счет ОАО "Жилкомсервис" в течение 3-х банковских дней с момента поступления Заказчику лимитов бюджетных обязательств на возмещение расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно материалов дела, в июле-августе 2006 года истец предоставлял определенным категориям граждан в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах" льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом истцом при расчете стоимости коммунальных услуг был включен налог на добавленную стоимость в размере 11 763 руб. 79 коп., возмещение которого ОАО "Жилкомсервис" просит возложить на ответчиков.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Следовательно, сумма бюджетных средств не включается в налоговую базу в целях исчисления НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
Оценив доводы сторон и установленные обстоятельства по настоящему делу, суд пришел к выводу, что ответчики не являются потребителями оказанных коммунальных услуг, получаемые из бюджета денежные средства предоставлены истцу для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот. В силу данных обстоятельств основания для предъявления к оплате суммы налога на добавленную стоимость отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правомерное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований как не основанных на требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства направлялись ответчиком в адрес ОАО "Жилкомсервис" в счет оплаты за потребленные гражданами жилищно-коммунальные услуги, а следовательно, производится начисление НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку возмещение средств, уплаченных в федеральный бюджет в виде налога, за счет дотаций или иных поступлений из бюджетов различных уровней действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, апелляционный суд считает, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2007 года по делу N А29-7607/2006-2э оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ОАО "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7607/2006
Истец: ОАО "Жилкомсервис"
Ответчик: Министерство финансов РК, Управление социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Усть-Вымскому району