04 апреля 2007 г. |
Дело N А29-5977/06А |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Лобановой
судей М.В. Немчаниновой, А.В. Караваевой
при ведении протокола судебного заседания: судьей Л.Н. Лобановой
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Фомина С.Н. по доверенности от 19.12.2006 года
от ответчиков: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть спор в их отсутствие;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 декабря 2006 года по делу N А29-5977/06А, принятого судьей С.К. Елькиным, по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога" к Инспекции ФНС России по городу Усинску Республики Коми и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о признании недействительными решения исполняющего обязанности руководителя ИФНС России по городу Усинску Республики Коми N 20 от 14.12.2005 года и решения УФНС России по Республике Коми N 12-К от 23.06.2006 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога" (далее по тексту предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письмом от 20.10.2006 года о признании недействительными решения исполняющего обязанности руководителя ИФНС России по городу Усинску Республики Коми о списании задолженности по пеням и штрафам N 20 от 14.12.2005 года и решения УФНС России по Республике Коми N 12-К от 23.06.2006 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006 года в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику было отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.
Предприятие считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Полагает, что суд первой инстанции не учел, что в указанном Постановлении не содержится запрет на реструктуризацию задолженности по пени и штрафам в случае отсутствия задолженности по обязательным платежам.
Ссылаясь на предоставленное пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года органам местного самоуправления право осуществлять реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам перед местными бюджетами, а также на Постановление главы Муниципального образования "Город Усинск" N 603 от 29.09.2003 года, предприятие считает, что у него имелось право на списание задолженности в местный бюджет по пеням и штрафам в общей сумме 281 500 рублей, а действия налогового органа по не списанию указанной суммы не законны. Указывает, что имеются основания для отмены принятого по делу решения Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Общества, Управление ФНС России по Республике Коми просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Инспекция ФНС России по городу Усинску Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал позиции, изложенные в апелляционной жалобе. Ответчики надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы своих представителей в судебное заседание не направили. Просят рассмотреть спор в их отсутствие.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела показали, что ФГУП "Северная железная дорога" на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года обратилось в Инспекцию ФНС России по городу Усинску Республики Коми с заявлением без номера, без даты о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет по состоянию на 25.12.2001 года в сумме 281 500 рублей и равномерную уплату указанной задолженности (лист дела 133).
Графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет без номера и без даты утверждены руководителем Сосногорского отделения ФГУП "Северная железная дорога" и согласованы с Финансовым управлением Министерства Финансов Республики Коми (листы дела 10-16).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Правительство Российской Федерации постановило учредить Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Железные дороги, ранее являвшиеся самостоятельными юридическими лицами - перевозчиками, приобрели статус филиала ОАО "Российские железные дороги". Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 года утвержден прилагаемый Устав ОАО "Российские железные дороги". Перечень филиалов и представительств ОАО "Российские железные дороги" указан в Приложении к Уставу ОАО "Российские железные дороги", в котором под номером 5 значится филиал "Северная железная дорога".
06.12.2005 года ОАО "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала "Северная железная дорога" обратилось в Инспекцию ФНС России по городу Усинску с заявлением N 290 о списании реструктурированной задолженности перед местным бюджетом по пени и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", указав на отсутствие непогашенной реструктурированной задолженности, отсутствие задолженности по уплате текущих налоговых платежей, отсутствие задолженности по уплате процентов с суммы реструктурируемой задолженности.
14.12.2005 года и.о. руководителя ИФНС России по городу Усинску Республики Коми принято решение N 20 о списании с Усинского участка Сосногорского отделения "Северная железная дорога" - филиала ОАО "Российские железные дороги" задолженности на общую сумму 139 401 рубль 47 копеек, что составляет только половину реструктурированной задолженности по пеням и штрафам Сосногорского отделения филиала ФГУП "Северная железная дорога".
Кроме того, Инспекцией ФНС России по городу Усинску Республики Коми в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Республике Коми - был направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о правомерности списания реструктурированной задолженности.
Управление ФНС России по Республике Коми на основании пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, решением N 12-К от 23.06.2006 года, отменило решение нижестоящего налогового органа. При этом Управление исходило из того, что право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам перед бюджетом "Город Усинск" налогоплательщику не предоставлялось, в связи с этим задолженность по начисленным пеням и штрафам списанию не подлежит.
Считая, что его право на реструктуризацию (списание) задолженности перед местным бюджетом по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 281 500 рублей нарушено, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обжаловании действий налогового органа по не списанию указанной задолженности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что нормативные акты федерального и местного уровней не предусматривают правового условия о полном либо частичном списании с организации железнодорожного транспорта начисленных пени и штрафов при отсутствии самой задолженности по обязательным платежам в соответствующий бюджет. При этом суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", постановлениями главы администрации Муниципального образования "Город Усинск" N 106 от 04.02.2006, N 830 от 26.07.2005 года.
Рассмотрев апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит основания для её удовлетворения исходя из следующего.
Во исполнение статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности.
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ продлено на 2001 год, а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
В целях стабилизации финансового положения организаций федерального железнодорожного транспорта, а также создания благоприятных условий для его дальнейшего реформирования Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" было установлено, что реструктуризации подлежат задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 года, а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу настоящего Постановления.
Действие указанного Постановления распространяется на организации федерального железнодорожного транспорта, в число которых вошло Сосногорское отделение Федерального государственного унитарного предприятия "Северная железная дорога".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 (в редакции Постановлений Правительства N 818 от 11.11.2002 года и N 603 от 29.09.2003 года) установлено, что право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с настоящим Постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.
Право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставленное в соответствии с настоящим Постановлением организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество или имущественный комплекс которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, переходит с даты утверждения сводного передаточного акта к единому хозяйствующему субъекту.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года определены порядок, условия и сроки проведения реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Пунктом 2 Постановления установлено, что реструктуризация задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам в федеральный бюджет проводится путем поэтапного ее погашения, начиная с I квартала 2002 года в соответствии со следующим графиком:
в 2002 - 2006 годах - по 17 процентов суммы реструктурируемой задолженности по налогам и сборам ежегодно;
в 2007 году - оставшаяся сумма реструктурируемой задолженности по налогам и сборам;
в 2008 - 2011 годах - по 25 процентов суммы реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам ежегодно.
Платежи в счет погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляются ежеквартально равными долями исходя из суммы задолженности, подлежащей погашению в соответствии с графиком.
Налоговому органу по месту нахождения единого хозяйствующего субъекта, к которому в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 Постановления переходит право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в двухмесячный срок с даты представления сводного передаточного акта в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, формирует график погашения этим единым хозяйствующим субъектом указанной задолженности.
Организации федерального железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемой к взысканию) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года, контроль за исполнением организациями федерального железнодорожного транспорта обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организаций федерального железнодорожного транспорта.
Пунктом 8 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано осуществить реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам соответственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 259 от 01.06.2004 года. В соответствии с указанным документом, списание с организации половины реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при погашении ею в течение 2 лет после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом. При полном погашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в течение 4 лет после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации производится полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. Списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения о реструктуризации и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.
Постановлением главы администрации Муниципального образования "Город Усинск" N 106 от 04.02.2002 года, определено, что реструктуризация кредиторской задолженности Сосногорского отделения - филиала ФГУП "Северная железная дорога" по обязательным платежам перед бюджетом Муниципального образования "Город Усинск" проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года.
Постановлением главы администрации Муниципального образования "Город Усинск" N 672 от 29.05.2003 года в Постановление N106 от 04.02.2002 года внесены изменения о том, что право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, сохраняется за правопреемником организации. Иных изменений и дополнений в данное постановление не вносилось.
Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с Сосногорского отделения "Северной железной дороги" - филиала ОАО "Российские железные дороги" утвержден Постановлением главы администрации Муниципального образования "Город Усинск" N 830 от 26.07.2005 года. В соответствии с указанным порядком, задолженность по пеням и штрафам списывается на основании заявления, представленного организацией в налоговый орган по месту учета. Половина реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при погашении ею в течение 2 лет после принятия соответствующего решения о реструктуризации половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед бюджетом МО "Город Усинск"; полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при полном гашении реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед бюджетом МО "Город Ухта" в течение 4 лет после принятия Правительством Республики Коми соответствующего решения о реструктуризации. Списание производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в полном объеме, начиная со дня принятия соответствующего решения о реструктуризации и отсутствия у нее задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.
Списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, в случае реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам, Порядком списания задолженности, утвержденным Постановлением Главы МО "Город Усинск" от 26.07.2005 года N 830 в отношении Сосногорского отделения "Северной железной дороги" - филиала ОАО "Российские железные дороги", не предусмотрено. Материалы дела показали, что условия, при исполнении которых осуществляется списание сумм задолженности по пеням и штрафам, предусмотренные пунктом 3 вышеуказанного постановления, Обществом не исполнены.
Анализируя приведенные нормы права федерального и местного уровней, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полное или частичное списание задолженности по пеням и штрафам организаций железнодорожного транспорта производится только в случае частичного либо полного погашения задолженности по налогам и сборам.
Материалы дела показали, что у налогоплательщика имелась задолженность перед местным бюджетом только в части начисленных пеней и штрафов. Задолженности перед местным бюджетом по обязательным платежам перед местным бюджетом у заявителя отсутствовала. Материалами дела не подтверждено, что в отношении заявителя апелляционной жалобы комиссией по реструктуризации кредиторской задолженности принималось решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам в местный бюджет.
Как правильно указал суд первой инстанции, в нормативных актах федерального и местного уровня не содержится правового условия о полном либо частичном списании с организации федерального железнодорожного транспорта начисленных пени и штрафов в местный бюджет при отсутствии самой задолженности по обязательным платежам в местный бюджет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными решение Управления ФНС России по Республике Коми N 12-К от 23.06.2006 года, которым было отменено решение Инспекции ФНС России по городу Усинску Республики Коми о списании задолженности с Сосногорского отделения "Северной железной дороги" филиала ОАО "Российские железные дороги" по пеням и штрафам и действия налоговых органов по не списанию указанной задолженности.
Принимая решение, УФНС России по Республике Коми не прекратило право ОАО "Российские железные дороги" на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам перед бюджетом МО "Город Усинск".
Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности решения N 12-К от 23.06.2006 года Управления ФНС России по Республике Коми, поскольку оно вынесено за пределами полномочий налоговых органов. Указанным решением вышестоящий налоговый орган отменил решение Инспекции ФНС России по городу Усинску Республики Коми N 20 от 14.12.2005 года в связи с несоответствием данного решения нормативным правовым актам о реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта федерального и местного уровней. Суд апелляционной инстанции считает, что решение Управления ФНС России по Республике Коми не нарушает право предприятия на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате в местный бюджет.
Ссылку налогоплательщика на Постановление Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 года "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку указанный документ не предусматривает специального правового регулирования реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по пеням и штрафам перед местным бюджетом.
Из системного толкования приведенных выше нормативных актов по вопросам реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам организаций федерального железнодорожного транспорта следует, что одним из условий для списания задолженности по пеням и штрафам является погашение реструктурированной задолженности по обязательным платежам.
Поскольку в рассматриваемом случае задолженность по налогам и сборам в местный бюджет у Общества отсутствовала, суд апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в местный бюджет в сумме 281 500 рублей.
При принятии постановления апелляционный суд учитывает то, что в материалах дела не содержится доказательств того, что налоговый орган сформировал график погашения налогоплательщиком задолженности по пеням и штрафам в местный бюджет в соответствии с пунктом 3.1 Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 603 от 29.09.2003 года). В связи с этим, апелляционный суд считает, что реструктурированная задолженность по пеням и штрафам в местный бюджет должна погашаться налогоплательщиком поэтапно в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 25.12.2001 года, на основании Постановления главы администрации Муниципального образования "Город Усинск" N 106 от 04.02.2002 года и утвержденных графиков.
Представленная Акционерным обществом с апелляционной жалобой справка от 28.11.2003 года ещё раз подтверждает, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам в местный бюджет в отношении предприятия не производилась. Данный документ свидетельствует лишь о том, что Инспекцией ФНС России по городу Усинску Республики Коми сумма реструктурированной задолженности по налогам и пеням взята на контроль.
Представленные Обществом в материалы дела Постановления Главы МО "Город Усинск" от 24.08.2001года N 891, от 20.06.2004 года N 901, принятые на основании Указов Главы Республики Коми от 13.08.2001 года N 345, от 10.02.2000 года N 6, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 года N 269 не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку они не регламентируют порядок, условия и сроки реструктуризации задолженности Сосногорского отделения филиала ФГУП "Северная железная дорога" которому, как указано ранее, порядок, условия и сроки реструктуризации, порядок и условия списания сумм задолженности определены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 года N 890.
Оценив конкретные обстоятельства данного спора, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2006года по делу N А29-5977/06А в оспариваемой акционерным обществом части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Сосногорского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" "Северная железная дорога"- без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5977/2006
Истец: ОАО "РЖД" (Сосногорское отделение СЖД), ОАО "РЖД" в лице филиала "СЖД", ОАО Российские железные дороги, Сосногорское отделение Северной железной дороги -филиала ОАО РЖД
Ответчик: Инспекция ФНС РФ по г. Усинску, ИФНС по г. Усинску Республике Коми, УФНС по Республике Коми
Третье лицо: Второй апелляционный арбитражный суд, Управление ФНС РФ по РК