г. Челябинск |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А07-1340/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2015 по делу N А07-1340/2015 (судья Кузнецов Д.П.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Нефтехимремстрой" - Фархутдинова Э.Ф. (доверенность от 07.06.2015).
Открытое акционерное общество "Нефтехимремстрой" (далее - общество "НХРС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме за N 18336 от 30.10.2014, об отказе в передаче в собственность обществу "НХРС" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030403:40, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Соединительное Шоссе, д. 2, обязании Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес общества "НХРС" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030403:40, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Соединительное Шоссе, д. 2.
Определением суда от 23.03.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, л.д. 59-62).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 1-7).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2015 (резолютивная часть от 22.04.2015) требования заявителя удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в собственность обществу "НХРС" испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме Управления N 18336 от 30.10.2014, и обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в адрес общества "НХРС" проект договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером 02:55:030403:40 общей площадью 25 543 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Соединительное Шоссе, д. 2.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, не подлежит приватизации, поскольку земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах кранных линий, а также зарезервирован для муниципальных нужд.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу Администрации от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "НХРС" является собственником: диспетчерской, литер А, общей площадью 382,6 кв.м, здания мойки и пристроя, литер В, В1, общей площадью 573,8 кв.м, здания управления, литер Д, общей площадью 671,6 кв.м, здания ЦРМ, литер Е, общей площадью 7020 кв.м, столярного цеха, литер Ж, общей площадью 442,8 кв.м, и склада, литер И, И1, И2, общей площадью 91 кв.м, расположенных по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Соединительное Шоссе, д. 2 (свидетельства о государственной регистрации права серии 04АА 533020 от 10.07.2006, серии 04АА 552763 от 02.08.2006, серии 04АА 533019 от 10.07.2006, серии 04АА 552761 от 02.08.2006, серии 04АА 684779 от 16.10.2006, серии 04АА 552762 от 16.10.2006; л.д. 17-22).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030403:40 площадью 25 543 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административно-производственных зданий, гаражей, ремонтных мастерских, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Соединительное шоссе, у дома 2.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.02.2015 N 02/15/1-99052 (л.д. 68-69) земельный участок с кадастровым номером 02:55:030403:40 поставлен на государственный кадастровый учет 14.01.2014.
Общество "НХРС" обратилось в Администрацию с заявлением N б/н от 30.07.2014 (вх. N 01-02-26369/11 от 01.08.2014) о предоставлении в собственность названного земельного участка, занимаемого вышеуказанными объектами недвижимости (л.д. 15).
Письмом N 18336 от 30.10.2014 Администрацией в лице Управления отказано в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка ввиду его резервирования для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15, а также ввиду его нахождения в границах красных линий (л.д. 16).
Полагая указанный отказ Администрации незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществляемой предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом не доказано наличие оснований для отказа в приватизации земельного участка. Судом отклонены доводы заинтересованного лица о резервировании земельного участка и его нахождении в границах красных линий в силу непредставления доказательств расположения земельного участка в границах земель общего пользования и недоказанности резервирования земельного участка в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирован ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ; здесь и далее ЗК РФ в ранее действовавшей редакции).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Заявитель является собственником диспетчерской, литер А, общей площадью 382,6 кв.м, здания мойки и пристроя, литер В, В1, общей площадью 573,8 кв.м, здания управления, литер Д, общей площадью 671,6 кв.м, здания ЦРМ, литер Е, общей площадью 7020 кв.м, столярного цеха, литер Ж, общей площадью 442,8 кв.м, и склада, литер И, И1, И2, общей площадью 91 кв.м, расположенных по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Соединительное Шоссе, д. 2, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АА 533020 от 10.07.2006, серии 04АА 552763 от 02.08.2006, серии 04АА 533019 от 10.07.2006, серии 04АА 552761 от 02.08.2006, серии 04АА 684779 от 16.10.2006, серии 04АА 552762 от 16.10.2006 (л.д. 17-22).
В силу изложенного, заявитель имеет исключительное право на приватизацию либо приобретение права аренды земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости.
На основании п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу приведенных норм ЗК РФ уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В то же время в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 и от 06.09.2011 N 3771/11, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, не собственнику этого объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом "НХРС" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030403:40 площадью 25 543 кв.м явились: резервирование земельного участка для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15, а также его нахождение в границах красных линий (письмо Администрации N 18336 от 30.10.2014, л.д. 16).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Норма ст. 49 ЗК РФ регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п. 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вместе с тем, из содержания решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", на которое сослалось заинтересованное лицо в оспариваемом отказе, не следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:030403:40 зарезервирован для муниципальных нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Ссылки Главного управления градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку указанный правовой акт с учетом даты его опубликования (29.01.2015) вступил в силу после отказа Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, а, следовательно, не мог служить основанием для оспариваемого отказа.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности факта резервирования спорного земельного участка на момент подачи обществом заявления о его приватизации и на момент принятия Администрацией решения об отказе в такой приватизации.
Доводы Администрации и Управления о нахождении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030403:40 в границах красных линий апелляционная коллегия также находит необоснованными.
Так, согласно письменным пояснениям третьего лица (л.д. 66), документация по утверждению красных линий планируемой улицы согласно документации по планировке территории, разработанной в 1972 году, не сохранилась.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь, разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Из представленного заявителем постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.05.2011 N 2760 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования Бирского тракта на участке от улицы Адмирала Ушакова до улицы Соединительное шоссе в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 82-84) следует, что территория, на которой расположен спорный земельный участок по ул. Соединительное Шоссе, не вошла в состав красных линий.
Указанное обстоятельство заинтересованными лицами в порядке ст. 65 АПК РФ не опровергнуто.
Представленная Главным управлением градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", из которой усматривается пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами красных линий, является ненадлежащим доказательством по вышеизложенным мотивам ввиду вступления указанного решения в силу после отказа Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность.
Доказательств того, что границы красных линий были утверждены до момента обращения заявителя с требованием о приватизации испрашиваемого земельного участка, материалы дела не содержат. Заинтересованными лицами данные доказательства не предоставлены.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков.
Доводов, опровергающих указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, апелляционная жалоба Администрации не содержит.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2015 по делу N А07-1340/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1340/2015
Истец: ОАО "Нефтехимремстрой"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа города Уфа РБ, ОАО "Нефтехимремстрой", Администрация ГО г. Уфа РБ, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан