20 марта 2007 г. |
Дело N А82-12842/2006-29 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.М. Ольковой,
судей Т.В.Лысовой, А.В.Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.М.Ольковой
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Переславле - Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.06г. по делу N А82-12842/2006-29, принятое судьей Мухиной Е.В.
по заявлению Прокурора Ярославской области
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Переславле - Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области
третье лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Войтов А.Ф.
о признании недействительным постановления,
установил:
Прокурор Ярославской области (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Переславле - Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области (далее - ответчик, Пенсионный фонд РФ) от 27.04.2006 г. N 225 в части взыскания с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Войтова А.Ф. недоимки по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2005 г. в размере 600 руб., а также пеней за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 18 руб. 24 коп.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2006 заявленное требование удовлетворено, постановление Пенсионного фонда РФ от 27.04.2006 г. в оспариваемой части признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда по данному делу, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.11.2006 г. и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, в частности, в частности, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О.
Третье лицо по делу: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Войтов А.Ф. обжалуемое решение суда находит законным и обоснованным.
Заявитель, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, крестьянское (фермерское) хозяйство Войтова А.Ф., созданное и возглавляемое гражданином Войтовым Александром Фоковичем, 1942 года рождения, зарегистрировано 21.02.1992 г. исполнительным комитетом Переславского районного совета народных депутатов и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Как следует из материалов дела, страховые взносы за 2005 г. главой крестьянского (фермерского) хозяйства Войтовым А.Ф. не уплачены.
За несвоевременную уплату взносов главе крестьянского (фермерского) хозяйства Войтову А.Ф. Пенсионным фондом РФ начислены пени за период с 01.01.2006 г. по 27.04.2006 г. в сумме 54 руб. 72 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 36 руб. 48 коп., на накопительную часть трудовой пенсии 18 руб. 24 коп.
27.04.2006 г. ввиду неуплаты главой крестьянского (фермерского) хозяйства Войтовым А.Ф. в установленные законом сроки страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2005 г. Пенсионным фондом вынесено постановление N 225 о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Войтова А.Ф. недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 1854 руб. 72 коп.(л.д.10).
Посчитав названное постановление недействительным в части взыскания с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Войтова А.Ф. недоимки по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2005 г. в размере 600 руб., а также пеней за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 18 руб. 24 коп. Прокурор Ярославской области обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что обязанность по уплате страховых взносов и пени на накопительную часть трудовой пенсии у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Войтова А.Ф. отсутствует, поскольку год рождения Войтова А.Ф.- 1942.
Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Войтов А.Ф. выступает как страхователь и как застрахованное лицо, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2005 г.
При этом, в силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Такое понимание обязанности по уплате страховых взносов лицами, достигшими определённого возраста, дано Конституционным Судом Российской Федерации в ранее принятом определении от 12.04.2005 N 164-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех страхователей, в т.ч. глав крестьянского (фермерского) хозяйства - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
С учетом указанного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Войтова А.Ф. 1942 года рождения отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2005 г., направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 18 руб.24 коп., в связи с чем, правомерно признал постановление Пенсионного фонда РФ от 27.04.2006 г. в оспариваемой части недействительным.
Заявитель жалобы полагает, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств 1966 года рождения и старше не освобождены от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть, поскольку пункт 1 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 г. N 582 "Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", содержит исчерпывающий перечень субъектов права на которых распространяются нормы указанных правил и в который не включены главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указанное мнение заявителя жалобы является ошибочным в силу следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Статьей 235 Налогового кодекса Российской, действовавшей до 01.01.2007 г., предусмотрено, что в отношениях по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование члены крестьянского (фермерского) хозяйства также приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", заложенный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда от 03.11.2006 г. законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя жалобы и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.06г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Переславле - Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М.Олькова |
Судьи |
Т.В.Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12842/2006
Истец: Прокурор Ярославской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсиононго фонда РФ по г. Переславлю и Переславскому МО Ярославской области
Третье лицо: Глава крестьянского хозяйства Войтов А. Ф.
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4206/06