г. Москва |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А41-70092/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения Контрольный орган городского округа Климовск Московской области (контрольно-счетный орган местного самоуправления города Климовска) на решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2015 года по делу N А41-70092/14, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по исковому заявлению Муниципального учреждения Контрольный орган городского округа Климовск Московской области (контрольно-счетный орган местного самоуправления города Климовска) к Администрации города Климовска Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска, третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области и Кротова Любовь Леонидовна, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение Контрольный орган городского округа Климовск Московской области (контрольно-счетный орган местного самоуправления города Климовска) обратилось в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации города Климовска и Комитету по управлению муниципальным имуществом города Климовска со следующими требованиями:
- взыскать с Администрации города Климовска в бюджет городского округа Климовск Московской области денежные средства в размере 138,119 тыс. рублей, незаконно перечисленные Администрацией города Климовска по платежному поручению от 31.12.2013 г N 8533609 семье Кротовой Л.Л. в качестве представления социальной выплаты на компенсацию части затрат на приобретение квартиры общей площадью 67,4 кв.м по адресу: Климовск, ул.Советская, д.14, кв.30;
- взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска в бюджет городского округа Климовск Московской области денежные средства в размере 752,969 тыс. рублей, незаконно перечисленные семье Кротовой Л.Л по платежным поручениям от 27.12.2013 г. N 632; от 27.12.2013 г. N 631 в качестве представления социальной выплаты на компенсацию части затрат на приобретение квартиры общей площадью 67,4 кв.м по адресу: Климовск, ул.Советская, д.14, кв.30.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2015 года по делу N А41-70092/14 в удовлетворении исковых требований Муниципальному учреждению Контрольный орган городского округа Климовск Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Климовска представил в материалы дела отзыв, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство строительного комплекса Московской области направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 06.05.2014 по 30.05.2014 Контрольным органом городского округа Климовск Московской области (далее - КО г.Климовска) проведено контрольное мероприятие (проверка) в отношении Администрации города Климовска, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска (далее -КУМИ), отдела по культуре, спорту и работе с молодежью Администрации города Климовска (далее - ОКСМ), принимавших участие в реализации мероприятий долгосрочной целевой программы муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы" (далее - Программа).
По результатам проведения контрольного мероприятия (проверки) КО г.Климовска было установлено необоснованное предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения семье Кротовой Л.Л. и соответственно неправомерное расходование бюджетных средств в общей сумме 891 088,00 рублей (138 119,00 рублей - средства бюджета Российской Федерации, 350 197,00 рублей - средства бюджета Московской области, 402 772,00 рубля - средства бюджета города Климовска).
При этом, по мнению истца, основанием для указанных выводов комиссии послужили следующие обстоятельства.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат па приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Правила предоставления выплат), социальные выплаты используются в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по данным кредитам или займам (пункт "е" введен постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575).
Согласно пункту б Правил предоставления выплат участником подпрограммы может быть молодая семья, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления выплат;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил предоставления выплат предусмотрено, что в целях Правил предоставления выплат под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 15(1) Правил предоставления выплат для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам предоставления выплат, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);
д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления выплат на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в вышеприведенном Подпункте "д";
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), работы по проверке сведений, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) Правил предоставления выплат, Постановлением Главы города Климовска от 06.11.2013 г. N 1380 семья Кротовой Л.Л., состоящая из трех человек (она, сын Кротов Д.В., дочь Кротова СВ.) признана участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище"" на 2013-2015 годы", долгосрочной целевой программы муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы".
Согласно платежным поручениям от 27.12.2013 г. N 632 переведены со счета Кротовой Л.Л. денежные средства в сумме 350 197,00 рублей, от 27.12.2013 г. N 631 - в сумме 402 772,00 рубля и от 21.12.2013 г. N 8533609 - в сумме 138 119,00 рублей.
Общий объем бюджетных средств, перечисленных семье Кротовой Л.Л., составил 891 088,00 рублей.
Статья 68 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец полагает, что анализ документов, представленных Кротовой Л.Л., свидетельствует об отсутствии оснований для признания ее семьи участником подпрограмм:
- не представлен документ, подтверждающий то, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления выплат на момент заключения кредитного договора (договора займа) подпункт "е" пункта 15 (1) Правил предоставления выплат), а также на момент подачи заявления о включении в программу и принятия соответствующего решения (подпункт "б" пункта 6 Правил предоставления выплат).
- представленный кредитный договор от 03.12.2009 г. N 43888 первоначально заключен ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" с созаемщиками Кротовой Л.Л. и Кротовым В.В., который членом молодой семьи - получательницы социальной выплаты не является.
Дополнительное соглашение от 24.02.2011 г. N 1, которым Кротов В.В. исключен из числа созаемщиков, не содержит печати банка, кроме того, Кротов В.В. стороной данного соглашения не является, в связи с чем данное соглашение не является заключенным и не влечет юридических последствий в виде изменения сторон договора.
Дополнительное соглашение от 25.03.2011 г. N 3 к кредитному договору не содержит подпись и печать кредитора.
- из раздела 2 договора N 1 беспроцентного займа от 11.01.2009 г. следует, что заем Кротовой Л.Л. был предоставлен для оплаты по договору долевого участия N 10 от 11.07.2008 г., заключенному с ООО "Жилсоцстрой", и оплаты процентов по нему.
Поскольку в свидетельстве от 18.03.2011 г. 50-ABN 283458 о государственной регистрации права собственности Кротовой Л.Л. на квартиру основанием регистрации права собственности указан другой договор - договор долевого участия в строительстве от 15.10.2009 г. N 10/1, оснований для погашения суммы долга по договору займа нет, так как жилое помещение не приобреталось с использованием данного договора займа (подпункт "г" пункта 15(1) Правил предоставления выплат).
- приобретенное Кротовой Л.Л. жилое помещение - квартира по адресу г.Климовск, ул.Советская, д.14, кв.30 в нарушение требований пункта 36 Правил предоставления выплат оформлена в собственность только Кротовой Л.Л., а не в собственность всех членов молодой семьи, что также исключает возможность погашения кредита (займа) на приобретение данного жилья в рамках подпрограммы.
Суд первой инстанции обосновано указал, что из представленных суду документов следует, что требования о взыскании с ответчиков денежных средств в бюджет города Климовска может быть произведено только за счет бюджетных средств (денежные средства изъяты из бюджета города и переданы обратно в бюджет этого же города).
Исходя из изложенного, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что истец по настоящему делу является самостоятельным юридическим лицом, что, по его мнению, исключает совпадение должника и кредитора в рамках заявленных требований.
На момент заключения кредитного договора Кротов В.В. являлся членом молодой семьи. Брак был расторгнут только 22.10.2010 г. Следовательно на кредитный договор распространялся режим совместн6ой собственности супругов, установленный ст.ст.33-39 Семейного кодекса российской Федерации.
После расторжения брака Кротов В.В. дополнительным соглашением был исключен из числа заемщиков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное дополнительное соглашение является незаключенным, так как отсутствуют на предоставленных ему копиях подписи Кротова В.В. отклоняются апелляционным судом, поскольку в силу положений действующего законодательства копия документа может быть только надлежащим образом быть заверенной. Наличие подписей всех участников соглашения на копии документа не требуется.
Кроме того, в материалы дела представлены копии расписок, которые опровергают доводы истца.
Также, Постановлением Главы города Климовска от 28.11.2008 г. N 1095 семья Кротовой Л.Л. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением от 06.11.2013 г. N 1380 семья Кротовой Л.Л., состоящая из трех человек, была признана участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы", долгосрочной целевой программы муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы".
Указанные постановления являются действующими, в судебном порядке не оспаривались.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в рамках настоящего дела отказ не соответствует закону и нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2015 года по делу N А41-70092/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Огурцов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70092/2014
Истец: Муниципальное учреждение Контрольный орган городского округа Климовск Московской области (контрольно-счетный орган местного самоуправления города Климовска)
Ответчик: Администрация города Климовска Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Климовска
Третье лицо: Кротова Любовь Леонидовна, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство Финансов Российской Федерации