2 ноября 2006 г. |
Дело N А31-1240/2006-20 |
(Дата объявления резолютивной части постановления).
20 ноября 2006 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2006.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Буториной Г.Г., судей Караваевой А.В., Лобановой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
при участии в заседании:
представителя заявителя Момотюка В.В. - прокурора по удостоверению N 123004,
представителя ответчика Матвеевой Ю.А. по доверенности от 11.06.2006 г.,
представителей третьего лица Фомина В.Н. - конкурсного управляющего по удостоверении. N 204, Зиновьевой М.П. по доверенности от 28.12.2005 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации г. Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2006 г. по делу А31-1240/2006-30, принятое судьей Мофой В.Д. по заявлению
прокурора Костромской области
к Администрации г. Костромы
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Костроматеплосервис", Инспекция Федеральной налоговой службы по Костромской области, Управление Пенсионного фонда РФ по Костромской области
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромской области (далее по тексту - Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации г. Костромы (далее - Администрация, ответчик) от 22.04.2004 г. N 1106 "О принятии имущества в муниципальную казну" с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц муниципального унитарного предприятия "Костроматеплосервис" (далее - МУП), Инспекции Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее - Инспекция) и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением суда от 25.07.2006 г. требование заявителя удовлетворено.
Администрация с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению - пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Прокурор и МУП в отзывах на апелляционную жалобу решение суда считают законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
Инспекция и Пенсионный фонд, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Инспекции и Пенсионного фонда.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, ответчика и МУП, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Как видно из материалов дела, МУП учреждено Комитетом по управлению имуществом администрации г. Костромы с целью удовлетворения потребностей города в работах и услугах по обеспечению тепловой энергии, основными предметами деятельности МУП являются: эксплуатация теплоэнергетического оборудования, тепловых сетей, зданий и сооружений; выработка, передача и распределение тепловой энергии потребителям, покупка и продажа тепловой энергии; эксплуатация и ремонт водопроводных, канализационных сетей, артезианских скважин, канализационных насосных станций, станции очистки воды (пункты 1.1, 2.1, 2.2 устава предприятия).
В силу положений статей 113, 114 ГК РФ и согласно пункту 3.1 устава МУП имущество предприятия является муниципальной собственностью и находится в хозяйственном ведении МУП.
По договору от 6.05.2003 г. имущество балансовой стоимостью 43853534 руб. 44 коп. (приложение N 1 к договору) Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы (далее - Комитет) передано МУП в хозяйственное ведение.
13.04.2004 г. и.о. руководителя МУП обратился в Комитет с письмами N N 561 и 565, содержащими соответственно просьбы о принятии в муниципальную казну имущества из хозяйственного ведения согласно приложению и о передаче имущества из казны на ответственное хранение с правом использования согласно приложению.
22.04.2004 г. Администрацией со ссылкой на необходимость рационального использования муниципального имущества издано постановление N 1106, предписывающее принятие имущества МУП балансовой стоимостью 41353947 руб. 95 коп. в муниципальную казну и внесение соответствующих изменений в договор хозяйственного ведения.
23.04.2004 г. Администрацией издано постановление N 1122, предусматривающее передачу находящегося в муниципальной казне имущества на ответственное хранение МУП с правом пользования. Во исполнение указанного постановления между Комитетом и МУП подписан договор о передаче имущества балансовой стоимостью 40757263 руб. 04 коп. на ответственное хранение МУП (том 2, л.д.42-43) и передано последнему по акту приема-передачи.
16.08.2004 г. договор хранения с МУП расторгнут и в этот же день имущество по акту приема-передачи на основании договора, подписанного 16.08.2004 г. между Комитетом и Костромским областным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов, передано на хранение последнему.
28.04.2005 г. определением арбитражного суда в отношении МУП введена процедура наблюдения, а 6.10.2005 г. МУП признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Удовлетворяя требование Прокурора о признании недействительным постановления Администрации от 22.04.2004 г. N 1106, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 299 ГК, расценив отказ МУП от права хозяйственного ведения в качестве ничтожной сделки.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в связи со следующим.
МУП по своей организационно-правовой форме и форме собственности является муниципальным унитарным предприятием и в силу пункта 1 статьи 49 ГК РФ наделен специальной правоспособностью. Статьей 3 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) также предусмотрено, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. С учетом изложенного МУП обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели его создания и предмету деятельности.
Статьей 295 ГК РФ, статьей 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, определивших права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, предусмотрено, что собственник имущества в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
МУП создано в целях удовлетворения потребностей города по обеспечению тепловой энергией.
Согласно статье 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Из системного толкования статьи 49, пункта 1 статьи 295 ГК РФ, статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях следует, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, не вправе изымать имущество последнего, если такое изъятие имеет последствием нарушение целевой (специальной) правоспособности предприятия; в противном случае, когда утрачивается цель создания предприятия и предмет его деятельности, собственник решает вопрос об изменении целей и предмета деятельности предприятия путем внесения изменений в учредительные документы либо вопросы о реорганизации, ликвидации созданного им юридического лица.
Имеющиеся в деле документы не свидетельствуют о сохранении целевой правоспособности МУП. При этом из материалов дела также не усматривается внесение каких-либо изменений в устав предприятия, вопрос о реорганизации либо ликвидации предприятия Администрацией, как собственником муниципального имущества, в установленном законом порядке также не решался.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В нарушение указанной нормы Администрация не доказала факт сохранения целевой правоспособности МУП, возможности продолжения уставной деятельности после изъятия имущества у последнего и, следовательно, не доказала соответствие оспариваемого постановления положениям статей 49, 295 ГК РФ, статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Напротив, материалами дела, в частности, договором хранения от 23.04.2004 г., подтверждается необходимость использования в соответствии с уставной деятельностью имущества, изъятого постановлением Администрации (пункт 2.3 договора хранения).
Судом первой инстанции правомерно не принято за основу письмо руководителя МУП от 13.04.2004 г., поскольку предусмотренная пунктом 1 статьи 235 и пунктом 3 статьи 299 ГК РФ возможность прекращения права хозяйственного ведения в связи с отказом предприятия от этого права может быть реализована лишь с учетом положений пункта 3 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, определивших, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия. Указанная норма основана на положениях статьи 49 ГК РФ о специальной (целевой) правоспособности юридического лица.
Как указывалось ранее, материалами дела подтверждается нуждаемость предприятия в изъятом Администрацией имуществе для осуществления своей уставной деятельности.
По существу изъятие спорного недвижимого имущества у МУП в период предстоящего банкротства последнего направлено на исключение имущества из конкурсной массы.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что оспариваемое постановление Администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы как самого предприятия, обладающего специальной (целевой) правоспособностью, так и интересы его кредиторов.
Таким образом, доводы Администрации о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, являются несостоятельными.
Учитывая, что в рассматриваемом деле Администрация является ответчиком и на нее не распространяются положения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что законодателем обязанность по уплате государственной пошлины не ставится в зависимость от наличия статуса органа местного самоуправления, госпошлина по апелляционной жалобе относится на Администрацию и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2006 г. по делу А31-1240/2006-20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Костромы без удовлетворения.
Взыскать с Администрации г. Костромы в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г. Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1240/2006
Истец: Прокуратура КО, г. Кострома, Прокурор Костромской области
Ответчик: Администрация г. Костромы, Администрация г. Костромы, г. Кострома
Третье лицо: Инспекция ФНС России по г. Костроме, ИФНС по г. Кирову, Конкурсный управляющий МУП "Костроматеплосервис" Фомин В. Н., г. Кострома, КУ МУП "Костроматеплосервис", МУП г.Костромы "Костроматеплосервис", Управление Пенсионного фонда РФ по КО, г. Кострома, Управление Пенсионного фонда РФ по КО, г.Кострома, УПФР по Костромской области