г. Вологда |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А44-873/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А44-873/2015 по иску муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" к муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода "Новгородский водоканал" о взыскании 1 429 336 руб. 52 коп., в том числе задолженности за получение разрешений на производство земляных работ в размере 1 331 876 руб. 18 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 97 460 руб. 34 коп.,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода "Городское хозяйство" (ОГРН 1025300788281, ИНН 5321058474, место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Б.Московская, д. 21/6, далее - МБУ "Городское хозяйство") обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (ОГРН 1025300798522, ИНН 5321058347, место нахождения: 173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33, далее - МУП "Новгородский водоканал") о взыскании задолженности за получение разрешений на производство земляных работ в размере 100 000 руб.
Дело принято к производству в порядке упрощенного производства.
Далее, от истца 04.03.2015 поступило заявление об увеличении исковых требований до 1 429 336 руб. 52 коп., в том числе задолженности на получение разрешений на производство земляных работ в размере 1 331 876 руб. 18 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 97 460 руб. 34 коп.
Определением суда от 05.03.2015 заявление МБУ "Городское хозяйство" об увеличении размера исковых требований принято, и продолжено рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
От МУП "Новгородский водоканал" 20.03.2015 поступили письменные возражения, где ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания.
Определением суда от 25.03.2015 ходатайство ответчика оставлено без удовлетворения.
Суд рассмотрел заявление истца в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Решением суда от 08 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
МБУ "Городское хозяйство" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Доводы подателя жалобы сводились к следующему. В соответствии с Уставом учреждения, МБУ "Городское хозяйство" является организацией, в оперативное управление которой переданы жилой фонд, инженерная инфраструктура города, находящиеся в муниципальной собственности и необходимые для осуществления своих уставных полномочий. В соответствии с пунктом 2.4 Устава, Учреждение вправе осуществлять, в соответствии с законодательством, определенные в данном пункте виды, приносящей доход деятельности, если она служит достижению целей, ради которых оно создано. К такому виду деятельности, в том числе, отнесено оформление разрешительной документации на производство работ по строительству, реконструкции, модернизации и ремонту инженерных подземных коммуникаций. В реестре муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Великого Новгорода, указано, что оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода производиться в соответствии с решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 842 "Об утверждении Положения о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде и Прейскурантом на оформление разрешительной документации на производство работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений" (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 28.06.2007 N 576) и постановлением администрации Великого Новгорода от 30.12.2008 N 324 "О размере оплаты за оформление разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода". Согласно пункту 1.1 Положения о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде, утвержденного решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 842, последнее устанавливает единый порядок производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений на территории Великого Новгорода, а также порядок оформления и выдачи разрешительной документации на их производство. Постановлением администрации Великого Новгорода от 19.04.2012 N 1493 уполномоченной организацией по вопросам производства земляных работ на территории Великого Новгорода, а также оформления и выдачи разрешительной документации на их производство в границах Великого Новгорода является МБУ "Городское хозяйство". Постановлением о размере оплаты для МБУ "Городское хозяйство" утвержден размер платы за оформление разрешительной документации на производство плановых земляных работ на территории Великого Новгорода сроком до трех суток в размере 1059 руб. (без НДС) и коэффициенты для расчета размера платы за оформление разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода. До настоящего времени данные нормативно-правовые акты в установленном законом порядке не отменены и являются действующими.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании, состоявшемся 08.06.2015, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, влекущее безусловную отмену судебного акта.
Апелляционный суд определением от 08.06.2015 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции по общим правилам искового производства.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
МБУ "Городское хозяйство" просит взыскать с МУП "Новгородский водоканал" задолженность за получение разрешений на производство земляных работ в размере 1 331 876 руб. 18 коп и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 97 460 руб. 34 коп.
В обоснование исковых требований МБУ "Городское хозяйство" ссылается на Положение о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 842, и постановление Администрации Великого Новгорода от 30.12.2008 N 324 "О размере оплаты за оформление разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода" (далее - Постановление о размере оплаты).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу пункта 12.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 N 230, работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом зданий, строений, сооружений, подземных коммуникаций (сооружений), других объектов, а также с разработкой грунта и временным нарушением благоустройства территории, производятся в соответствии с Положением о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новгородской области и Великого Новгорода.
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде, утвержденного решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 842 (далее - Положение), последнее устанавливает единый порядок производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений (далее - земляные работы) на территории Великого Новгорода, а также порядок оформления и выдачи разрешительной документации на их производство.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения разрешение на производство земляных работ выдается Уполномоченной организацией после обследования ее представителем с выездом на место и фотосъемкой состояния инженерной инфраструктуры, элементов внешнего благоустройства и зеленых насаждений до начала производства работ.
Оплата счетов за оформление разрешительной документации, продление сроков производства земляных работ заказчик или подрядчик производят на условиях предварительной оплаты по безналичному расчету, за исключением случаев ликвидации аварий на инженерных коммуникациях и сооружениях. Размер оплаты за оформление разрешительной документации на производство работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений устанавливается постановлением Администрации Великого Новгорода (пункт 2.3 Положения).
Для получения разрешения на производство земляных работ юридическим и физическим лицам необходимо представить в Уполномоченную организацию: заявку на производство земляных работ, оформленную согласно приложению 2; справку об обеспеченности финансированием, материалами, механизмами, автотранспортом и рабочей силой, щитами для ограждений, пешеходными мостиками, световыми предупреждающими знаками, дорожными знаками, заверенную заказчиком и подрядчиком; график производства земляных работ и полного восстановления нарушаемых объектов благоустройства, утвержденный заказчиком и подрядчиком; при производстве работ по временным объектам - схему организации движения транспорта и пешеходов, схему размещения временного объекта с привязкой к местности; при производстве работ по строительству и (или) реконструкции линейных объектов, объектов капитального строительства - проект на выполнение работ, выполненный в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; оплатить счет за оформление разрешительной документации и представить платежный документ (его копию), подтверждающий оплату (пункт 2.4 Положения).
Постановлением администрации Великого Новгорода от 19.04.2012 N 1493 уполномоченной организацией по вопросам производства земляных работ на территории Великого Новгорода, а также оформления и выдачи разрешительной документации на их производство в границах Великого Новгорода является МБУ "Городское хозяйство".
Постановлением о размере оплаты для МБУ "Городское хозяйство" утвержден размер платы за оформление разрешительной документации на производство плановых земляных работ на территории Великого Новгорода сроком до трех суток в размере 1059 руб. (без НДС) и коэффициенты для расчета размера оплаты за оформление разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода.
Данным постановлением также установлено, что размер платы за оформление разрешительной документации на производство земляных работ определенного типа на территории Великого Новгорода рассчитывается с учетом размера платы за оформление разрешительной документации на производство плановых земляных работ, указанной в подпункте 1.1 настоящего постановления, и коэффициентов, указанных в подпункте 1.2 настоящего постановления.
Получателем сумм за оформление разрешительной документации на производство земляных работ является МБУ "Городское хозяйство" с целью дальнейшего использования последних на покрытие расходов по выполнению обязанностей уполномоченной организации в соответствии с решением Новгородской городской Думы от 28.12.2000 N 842.
Вместе с тем, судом установлено, что оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода включена в перечень муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Великого Новгорода, утвержденных постановлением администрации Великого Новгорода от 25.10.2010 N 4610, под реестровым номером 02/01/001.
В силу статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Следовательно, муниципальные услуги по выдаче разрешений должны оказываться за счет органа местного самоуправления без взимания платы.
Согласно части 3 указанной статьи в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.
Федерального закона, предусматривающего возможность взимания платы за оформление и выдачу разрешительной документации на производство земляных работ, не принято.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Закона N 210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит, в том числе сведения об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления администрацией Великого Новгорода муниципальных услуг, утвержденный решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2011 N 1030 не содержит упоминание относительно разрешительной документации на проведение земляных работ.
Следовательно, Положение о порядке производства работ по прокладке, реконструкции и ремонту инженерных подземных коммуникаций и сооружений в Великом Новгороде, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 842, в части установления оплаты за оформление разрешительной документации, Постановление Администрации Великого Новгорода от 30.12.2008 N 324 "О размере оплаты за оформление разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода", устанавливающее размер оплаты, равно как и пункт 2.11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории Великого Новгорода", утвержденного постановлением Администрации от 06.03.2014 N 1264, определяющий порядок взимания платы, противоречат Закону N 210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.
Согласно части 2 названной статьи суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
С учетом вышеизложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268-270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2015 года по делу N А44-873/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 23 293 руб. за рассмотрение иска.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-873/2015
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода "Городское хозяйство"
Ответчик: МУП Великого Новгорода "Новгородский водоканал"