12 декабря 2006 г. |
А29-4367/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2006 года.
Постановление в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2006 года.
г. Киров
12 декабря 2006 г. Дело N А29-4367/06-3Э
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.
судей Тетервака А.В., Пуртовой Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Губиной Л.В.
при отсутствии в заседании представителей сторон и третьих лиц
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми
от 19.07.2006 г. по делу N А29-4367/06-3э
принятое судьей Егоровой Т.В.
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Сыктывкар
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
третьи лица: Министерство финансов Республики Коми,
Агентство Республики Коми по социальному развитию
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее ответчик, Минфин РФ, заявитель) о взыскании убытков в сумме 8 681 075 руб. 50 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по проезду железнодорожным транспортом гражданам в соответствии с Федеральными Законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с 01 августа по 31 декабря 2004 года.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Министерство Финансов Республики Коми (далее третье лицо Минфин РК) и Агентство Республики Коми по социальному развитию.
Исковые требования основаны на нормах Федеральных Законов Российской Федерации "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и мотивированы тем, что ответчик должен возмещать ОАО "РЖД" выпадающие доходы на сумму предоставленных гражданам льгот по проезду железнодорожным транспортом.
Ответчик в суде первой инстанции иск не признал, указав, что в действиях Министерства Финансов Российской Федерации отсутствует вина в недофинансировании льгот, предоставляемых по указанным в иске федеральным законам.
Решением от 19.07.2006 г. суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 8 681 075 руб. 50 коп. убытков.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания убытков с Министерства Финансов Российской Федерации.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что не согласен с решением суда первой инстанции в силу следующего.
Порядок возмещения расходов на предоставление гражданам льгот по проезду железнодорожным транспортом в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеранах" установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 946 от 14.12.2000 года. В соответствии с ним финансирование расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Республики Коми обязано заключить с транспортной организацией договор и принять платежные документы, подтверждающие факт перевозки и понесенные расходы. Такой договор Минтруд с истцом не заключил, в результате чего денежные средства в сумме 231 468 руб. были возвращены в федеральный бюджет.
Порядок финансирования льгот, предоставляемых в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 536 от 14.07.2001 года. При этом, часть средств в размере 1 206 393 руб. Минтруд Республики Коми возвратил в федеральный бюджет ввиду отсутствия документов, подтверждающий факт предоставления льгот.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, ненадлежащее исполнение Министерством труда Республики Коми обязательств, возложенных на него государственным контрактом, послужило основанием для возникновения у истца убытков.
Истец ОАО "РЖД" в своем отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Агентство Республики Коми по социальному развитию в отзыве на апелляционную жалобу ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление от 16.06.2006 года, имеющемся в материалах дела.
Третье лицо Министерство Финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Указало, что поскольку источником финансирования указанных законов является федеральный бюджет, обязанность по возмещению убытков обоснованно возложена на ответчика.
Законность решения от 19.07.2006 Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания, согласно почтовым уведомлениям, извещены надлежащим образом.
Истец ОАО "РЖД" и третье лицо Агентство Республики Коми по социальному развитию просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого ответчиком судебного акта, исходя из нижеследующего.
Предметом спора является взыскание убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами от 16.02.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года.
Из материалов дела следует, что истец во исполнение Федеральных Законов Российской Федерации "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял определенным категориям гражданам льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте. Затраты, произведенные истцом по предоставлению этих услуг не были ему возмещены: в том числе: 8 057 963 руб. 40 коп. по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 623 112 руб. 10 коп. по Федеральному закону "О ветеранах".
Указывая, что данная сумма является для истца убытками и ответчиком не возмещена, истец обратился с иском в суд.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что требования истца, правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
При этом, всесторонне и полно изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции обоснованно указал сумму, подлежащую взысканию с ответчика. Данная сумма ответчиком не оспаривается. Ответчик оспаривает решение суда первой инстанции в части взыскания убытков именно с указанного ответчика.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление льгот ОАО "Российские железные дороги" на сумму 8 681 075 руб. 50 коп. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Истцом предоставлены услуги по оплате проезда на железнодорожном транспорте гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
При этом, Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" источники и порядок финансирования расходов, предусмотренных данным законом, не определены.
В пункте 19 статьи 4 вышеназванного закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
Согласно указанному Порядку Министерство финансов Российской Федерации зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения информации о поступивших субсидиях, представляют реестры на перечисление денежных средств получателям субсидий.
Согласно сведениям, представленным управлением федерального казначейства по Республике Коми, на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в Республику Коми поступило 81 104 тыс. руб.
Полученные из федерального бюджета денежные средства, в полном объеме направлены распорядителям (получателям) бюджетных средств, в том числе Министерству труда и социального развития Республики Коми.
При этом, как указывает заявитель жалобы, Министерство труда и социального развития Республики Коми возвратило в федеральный бюджет денежные средства в размере 1 206 393 руб. были в связи с отсутствием документов, подтверждающих предоставление льгот.
Представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N 05-52 от 28.06.2006 г. подтверждается, что в отношении Министерства труда и социального развития Республики Коми 08.11.2005 г. в реестр внесена запись о прекращении деятельности данного юридического лица.
Вместе с тем, отсутствие договора на возмещение расходов между ОАО "Российские железные дороги" и Минтрудом РК не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных обществом расходов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.99 г.) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта.
Следовательно, данная норма должна толковаться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы при формировании и принятии федерального бюджета.
Министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по РК не представило суду доказательств, которые свидетельствовали бы о полном финансировании льгот, предусмотренных Федеральным Законом законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, из материалов дела следует, что убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных федеральным законом обязанностей при вышеизложенных обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что истец фактически понес убытки в связи с реализацией Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и взыскал на основании статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в пользу истца в сумме 8 057 963 руб. 40 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением услуг по проезду на железнодорожном транспорте гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Истцом предоставлены услуги по проезду на железнодорожном транспорте гражданам, имеющим право на льготное оказание таких услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно статьям 14-22 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим, перечисленным в законе категориям граждан, предоставляются следующие права и льготы: проезд (бесплатный или с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда) вместе с сопровождающим лицом на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).
Как следует из представленных истцом документов, общий размер убытков, возникших в связи с предоставлением с 01 августа по 31 декабря 2004 г. льгот по оплате проезда составил в совокупности 623 112 руб. 10 коп.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета.
При этом, порядок возмещения расходов на реализацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 данного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов. Действие данных Правил продлено на 2001 - 2004 годы.
Правилами установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.
Из материалов дела следует, что на счет Минтруда Республики Коми на реализацию Федерального закона "О ветеранах" (в части финансирования проезда) поступило 707 275 руб. 54 коп., из которых денежные средства в размере 231 468 руб. 34 коп. были возвращены в федеральный бюджет.
Доказательств того, что ответчик в полном объеме обеспечил финансирование льгот, предоставляемых по Федеральным Законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральным законом обязанностей, которые, в силу прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в сумме 623 112 руб. 10 коп.
Доводы жалобы апелляционным судом проверены и отклоняются как юридически несостоятельные.
Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства и материалы дела, дана надлежащая правовая оценка и сделан верный вывод об удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Оснований для отмены или изменения оспариваемого заявителем жалобы решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы оплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.06г. по делу N А29-4367/06-3Э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4367/2006
Истец: ОАО "РЖД", ОАО Российские железные дороги
Ответчик: Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства РК, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РК
Третье лицо: Агентство РК по социальному развитию, Министерство финансов РК, Министерство финансов РФ