12 ноября 2007 г. |
Дело N А29-4263/2007 |
(Дата объявления резолютивной части постановления).
14 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Караваевой А.В., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
с участием в судебном заседании:
представителей заявителя: Родченкова С.Н. - по доверенности от 13.01.2006 г., Крамаревой Ж.В. - без доверенности,
представителя ответчика: Толстовой Г.В. - по доверенности от 29.10.2007 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 августа 2007 г. по делу N А29-4263/2007, принятое судом в составе судьи Борлаковой Р.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Продоптторг" к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми
о признании предписания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Продоптторг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление, ответчик) от 28.06.2007 г. N 21-16-049/8800 об устранении нарушений условий действия лицензии.
Решением суда от 28.08.2007 г. заявленное требование удовлетворено, признано недействительным предписание Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 28.06.2007 г. N 21-16-049/8800.
Управление с решением суда не согласно, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норма процессуального права и неправильное применение норм материального права.
Общество обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, а доводы ответчика несостоятельными.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Продоптторг" выдана лицензия серии А 612817, регистрационный номер 1, в соответствии с которой Обществу по месту нахождения: Республика Коми, г. Ухта, ул. Печорская, д. 39; адреса нахождения складов: 1) г. Ухта, ул. Печорская, д. 39, строение 1, помещения N N 1-9, 13, 25; 2) г. Ухта, ул. Печорская, д. 39, строение 6, помещение N 1; 3) г. Сыктывкар, ул. Лесопарковая, д. 32/1, литер Б, склад N 2, помещения NN 1-7, 7а, 53-55; 4) г. Печора, Печорский проспект, д. 80-а, разрешено осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, со сроком действия лицензии с 15 мая 2006 года по 15 мая 2011 года.
28.06.2007 г. Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми вынесено предписание N 21-16-049/8800 об устранении нарушений условий действия лицензии, согласно которому ООО "Продоптторг" предложено не позднее 01 августа 2007 года оснастить территориальные обособленные подразделения техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС). В случае невыполнения предписания в установленный срок Управлением будет вынесено решение о приостановлении действия лицензии, а впоследствии - решение о направлении в судебные органы заявления об аннулировании лицензии.
Обжалуя указанное предписание, Общество ссылается на пункт 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.206г. N 522, в соответствии с которым передача информации осуществляется в Управление ФНС по субъекту по месту нахождения организации, или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, следовательно, передавая информацию по месту нахождения организации и отражая при этом данные об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС по всем своим обособленным подразделениям в целом, Общество не нарушило действующее законодательство в части установки технических средств фиксации и передачи информации.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения требований действующего законодательства в части представления информации в ЕГАИС по месту нахождения организации, а, следовательно, и возможности применения последствий в виде приостановления действия лицензии, принятия решения об обращении с заявлением об аннулировании лицензии, в связи с чем заявленные требования удовлетворил, признал недействительным предписание Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 28.06.2007 г. N 21-16-049/8800.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплены в статье 26 названного Федерального закона, одним их таких ограничений является запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Правилами функционирования единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. N 522 (далее - Правила функционирования ЕГАИС), предусмотрено, что единая информационная система содержит информацию, в том числе, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее соответственно - организации, продукция), необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 г. N 380 также утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи), фиксируются в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) (пункт 9 названного выше Положения).
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, используя технические средства, представляют заявку о фиксации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, указанного в лицензии, или в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, в случае если эта организация состоит на учете в указанном налоговом органе (пункт 7 Правил функционирования ЕГАИС). В силу буквального толкования данного пункта законодателем предусмотрено три альтернативных способа представления заявки о фиксации, каждый из которых является надлежащим. Прямого указания на представление информации в ЕГАИС каждым территориально обособленным структурным подразделением и необходимость оснащения каждого такого подразделения техническими средствами фиксации ни Закон N 171-ФЗ, ни Правила функционирования ЕГАИС не содержат.
Как усматривается из акта проверки внесения в ЕГАИС сведений об обороте во втором квартале 2007 г. алкогольной продукции по обособленным подразделениям ООО "Продоптторг", располагающихся в городах Сыктывкар и Печора, от 27.07.2007 г. (л.д. 114-116) информация по спорным накладным внесена Обществом в ЕГАИС в полном объеме.
Обязанность организаций в силу подпункта "а" пункта 3 Правил функционирования ЕГАИС представлять в единую информационную систему информацию, содержащую наименование организации, ее местонахождение, местонахождение ее обособленных подразделений, указанных в лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом продукции, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет; номер, установлена с целью регистрации в единой информационной системе организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не передачи информации именно структурными подразделениями.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии фактов нарушений Обществом требований в части представления информации в ЕГАИС.
Довод Управления о том, что любое перемещение алкогольной продукции между организацией и структурными подразделениями должно сопровождаться в обязательном порядке с заполнением справки к товарно-транспортной накладной и, соответственно, передаваться в ЕГАИС, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу системного толкования постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 864 и пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации безвозмездная передача алкогольной продукции из одного структурного подразделения Общества в другое не является передачей товара одним лицом другому и не влечет перехода права собственности, следовательно, заполнение раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не требуется.
С учетом изложенного остальные доводы заявителя жалобы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и не имеющими правового значения для данного спора.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда в полном объеме законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.08.2007 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 августа 2007 года по делу А29-4263/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.М.Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4263/2007
Истец: ООО Продоптторг
Ответчик: Управление ФНС РФ по РК
Третье лицо: ИФНС России по г. Кирову
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3865/07