23 октября 2007 г. |
Дело N А82-5307/2007-27 |
(Дата объявления резолютивной части постановления).
09 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: М.В. Немчаниновой, Т.В. Хоровой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии
от заявителя: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15 августа 2007 года по делу N А82-5307/2007-27, принятое судьей Н.А. Розовой,
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области
к администрации Любимского муниципального района Ярославской области
о взыскании 5 088 500 руб. штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области (далее по тексту - Межрайонная ФНС России N 4 по Ярославской области, Инспекция) обратилась в арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с администрации Любимского района Ярославской области (далее по тексту - Администрация) по решению N 5468 от 23.05.2007 г. штрафа в сумме 5 088 500 рублей по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение лицом сведений, которые, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу. В порядке ст. 49 АПК РФ, размер заявленных требований был уменьшен до 50 885 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2007 г. с Администрации Любимского района в доход бюджета взыскано 1000 рублей штрафа за неправомерное несообщение сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения. В части взыскания 49 885 рублей штрафа отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, Арбитражный суд Ярославской области неправильно применил норму материального права, а именно, п.1 ст. 129.1 НК РФ, пришел к необоснованному выводу о правомерности применения налоговых санкций в сумме 1000 руб. за непредставление сведений во множественном числе. Инспекция указывает, что информация о каждом земельном участке является отдельным сведением, которое Администрация обязана сообщить налоговому органу.
Администрация Любимского района Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу против доводов апелляционной жалобы возразила, пояснила, что программа, по которой предоставляются сведения о земельных участках по установленной форме, в соответствии с приказом Минфина России от 23.03.2006 г. N 47, не предусматривает представление сведений отдельно по каждому земельному участку, а предусматривает предоставление сведений в целом по району, т.е. совокупность всех земельных участков, находящихся на территории района, а толкование ст. 129.1 НК РФ, которое дано Инспекций, является неверным и дано исключительно в интересах налогового органа. Просит оставить решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2007 г. без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность судебного акта Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области провела проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах Администрации Любимского муниципального района Ярославской области, результаты которой зафиксированы в акте N 264 от 19.04.2007 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области вынесено решение N 5468 от 23.05.2007 г. о привлечении Администрации Любимского района Ярославской области к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное представление сведений о земельных участках в виде штрафа в сумме 5 088 500 руб. На основании принятого решения в адрес Администрации было направлено требование N 244 от 01.06.2007 г, которое в добровольном порядке Администрацией не было исполнено.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании 5 088 500 руб. налоговых санкций с Администрации Любимского муниципального района Ярославской области. Решением Управления ФНС России по Ярославской области от 27.07.2007 г. N 141 по жалобе Администрации привлечение к ответственности было признано правомерным, штраф был снижен до 50 885 рублей. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекцией был уменьшен размер исковых требований до 50 885 рублей.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь п. 1 ст. 108, п.1 ст. 129.1, п. 12 ст. 396 НК РФ, признал правомерным привлечение Администрации к налоговой ответственности, в связи с чем посчитал обоснованным взыскание штрафа в размере 1000 руб. При этом суд исходил из того, что сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования представляют собой единый документ, законодательством установлен единый срок представления указанного документа, и нарушение установленного срока составляет одно правонарушение, за которое установлена ответственность п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в п. 11 и 12 ст.396 НК РФ представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, в срок до 1 февраля 2007 г. Администрация Любимского муниципального района Ярославской области обязана была представить в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения, указанная обязанность в установленный срок исполнена не была, в связи с чем налоговый орган правомерно привлек Администрацию к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о фактах налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Как отмечено в пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда от 17.03.2003 г. N 71, в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Форма и порядок заполнения сведений о земельных участках утверждены приказом Минфина России от 23.03.2006 г. N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования и рекомендаций по ее заполнению".
Согласно п.1.2 Рекомендаций по заполнению формы сведения представляются в налоговые органы на бумажном носителе или могут быть представлены в электронном виде. Согласно п.1.4 Рекомендаций форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", состоит из:
- титульного листа - Лист "А";
- листа "Б" "Сведения о земельном участке";
- листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований";
- листа "Г" "Сведения о правообладателе земельного участка";
- листа "Д" "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
В том случае, если Форма представляется органом муниципального образования впервые, Лист "Д" не заполняется.
Разделом II определен порядок заполнения титульного листа Формы (Лист "А").
Пунктом 2.3 установлено, что по строке 1.2 указывается количество страниц, на которых составлена Форма.
Согласно разделу III "Заполнение Листа "Б" "Сведения о земельном участке" Формы, Лист "Б" заполняется отдельно по каждому земельному участку, находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения у юридического или физического лица.
Согласно разделу IV "Заполнение Листа "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований" Формы, Лист "В" заполняется отдельно по каждому земельному участку, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований.
Из анализа положений данного приказа следует, что "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", представляют собой единый документ, содержащий общую информацию обо всех земельных участках, находящихся на территории муниципального образования. При этом законодательством установлен единый срок представления указанного документа, и нарушение установленного срока образует одно правонарушение, за которое установлена ответственность в пункте 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1000 рублей.
Законодательством не установлена обязанность органов муниципального образования по отдельному представлению сведений на каждый земельный участок, в связи с чем, исчисление штрафа в размере 1000 рублей за каждый земельный участок не соответствует нормам налогового законодательства и расценивается апелляционным судом как расширительное толкование норм о налоговой ответственности.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда Ярославской области о правомерности взыскания налоговых санкций в размере 1 000 руб. за непредставление сведений о земельных участках, следует признать обоснованным.
Факт несообщения в установленный срок сведений о земельных участках, являющихся объектом налогообложения, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Второй арбитражный апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права Арбитражным судом Ярославской области применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом, изложенного, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя апелляционной жалобы и не подлежит взысканию, поскольку Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области освобождена от уплаты государственной пошлины на основании, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2007 г. по делу N А82-5307/2007-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5307/2007
Истец: Межрайонная ИФНС России N4 по Ярославской области
Ответчик: Администрация Любимского муниципального района Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3666/07