12 января 2007 г. |
Дело N А29-6416/06А |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Л.И.Черных,
судей: Л.Н.Лобановой, М.В. Немчаниновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И.Черных,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции ФНС России по городу Воркуте
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2006 года по делу N А29-6416/06А,
принятое судьей Э.В. Шипиловой,
по заявлению ОАО "Воркутинский пивоваренный завод"
к Инспекции ФНС России по городу Воркуте
о признании незаконными решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, действий по приостановлению всех расходных операций по расчетным счетам,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воркутинский пивоваренный завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Воркуте от 21.06.2006 N N 1939, 1940, 1943 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Воркуте по приостановлению в АКБ "Воркута" ЗАО, Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетным счетам N 40702810400000000086 и N 4070281051000000137.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2006 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция ФНС России по городу Воркуте обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания незаконными решений от 21.06.2006 г. N N 1939, 1940 и принять по данному делу новый судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, платежи, срок исполнения которых наступил после 15.05.2006 г., являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве, то есть в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. В требование об уплате налога от 07.06.2006 г. N 17957 включены суммы текущих платежей по акцизам в сумме 49775 рублей по сроку уплаты 15.05.2006 г., в сумме 49154 рублей по сроку уплаты 25.05.2006 г., по транспортному налогу с организаций в сумме 2702 рублей по сроку уплаты 15.05.2006 г. Следовательно, Инспекцией правомерно приняты решения от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940.
ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" представило не подписанный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами заявителя апелляционной жалобы.
Представители Общества и Инспекции в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, установленных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2006 г. по делу N А29-4065/06-3Б принято к производству заявление ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" о признании его несостоятельным (банкротом), в отношении ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" возбуждено производство по делу о банкротстве, введена процедура наблюдения.
В связи с числящейся задолженностью по налогам (сборам), а также пеням, Инспекция ФНС России по городу Воркуте направила ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" требование от 22.05.2006 г. N 16075 об уплате в срок до 01.06.2006 г. недоимки по единому социальному налогу в размере 320345 рублей 85 копеек и пеней по единому социальному налогу в размере 9802 рублей 08 копеек, а также требование от 07.06.2006 г. N 17957 об уплате в срок до 12.06.2006 г. недоимки по налогу на добавленную стоимость, акцизам на пиво, налогу на имущество, транспортному налогу, всего в размере 714256 рублей и пеней по налогам и акцизам, в том числе и по другим, в размере 49143 рублей 68 копеек.
Поскольку в добровольном порядке требования Обществом не были исполнены, Инспекцией были приняты решения: от 21.06.2006 г. N 604 (по требованию от 22.05.2006 г. N 16075), N 605 (по требованию от 07.06.2006 г. N 17957) о принудительном взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, и от 21.06.2006 г. NN 1939, 1940 (неисполнение требования от 07.06.2006 г. N 17957), N 1943 (неисполнение требования от 22.05.2006 г. N 16075) о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика в АКБ "Воркута" ЗАО и Воркутинском АКБ "Севергазбанк" в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, выставлены инкассовые поручения.
ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" не согласилось с решениями Инспекции от 21.06.2006 г. N N 1939, 1940 и 1943 о приостановлении операций по счетам в банке, действиями Инспекции по приостановлению в АКБ "Воркута" ЗАО и Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетным счетам N 40702810400000000086 и N 4070281051000000137 и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 5, 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 1, 2 статьи 46, статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Инспекции приняты на основании решений налогового органа о взыскании налогов и сборов, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика по требованиям Инспекции о взыскании платежей, в том числе, не являющихся текущими, что противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит изменению.
В пункте 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Из указанного следует, что отнесение денежных обязательств и обязательных платежей к разряду текущих зависит от даты их возникновения и срока, с наступлением которого они подлежат уплате; текущие платежи подлежат исполнению (взысканию) вне рамок дела о банкротстве, то есть в обычно установленном порядке.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 определено, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
На основании пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по денежных обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Как видно из материалов дела, основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке по решениям от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940 явилось неисполнение требования об уплате налога от 07.06.2006 г. N 17957. Указанное требование выставлено в связи с неисполнением Обществом обязанности по уплате, в том числе акциза на пиво за апрель 2006 года в размере 49154 рублей, срок уплаты которого наступил 25.05.2006 г., то есть после принятия Арбитражным судом Республики Коми заявления о признании ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" банкротом и введения процедуры наблюдения (заявление принято судом к производству и введена процедура наблюдения 15.05.2006 г.).
Таким образом, этот платеж относится к текущим и подлежит взысканию в обычном порядке (вне рамок дела о банкротстве). Отнесения данного платежа к текущим правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами.
Срок уплаты остальных платежей по требованию от 07.06.2006 г. N 19757 (налога на добавленную стоимость за март 2006 года, акциза на пиво за март 2006 года, налога на имущество за 1 квартал 2006 года, транспортного налога за 1 квартал 2006 года) наступил либо до принятия заявления о признании Общества банкротом (20.04.2006 г., 05.05.2006 г.) либо на дату введения наблюдения (15.05.2006 г.). Следовательно, в соответствии со статьями 5 и 63 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" эти платежи не относятся к текущим и могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Как видно из материалов дела, по требованию от 07.06.2006 г. N 17957 налогоплательщику предложено исполнить обязанность по уплате пеней по налогу на добавленную стоимость, акцизам на вина, пиво и алкогольную продукцию, налогу на имущество, транспортному налогу, единому социальному налогу, налогу на прибыль, земельному налогу по сроку уплаты 06.06.2006 г.
В статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или пеней в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (применительно к конкретному виду налога).
Из приведенных норм во взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что пени подлежат отнесению к текущим, если они начислены на платеж, который также является текущим.
Судом первой инстанции установлено, видно из материалов дела (требования от 07.06.2006 г. N 17957, налоговых деклараций, расшифровки сумм, включенных в оспариваемые решения Инспекции) и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, период образования недоимок по налогам (акцизам), на которые начислены пени, подлежащие взысканию по решению от 21.06.2006 г. N 605 по требованию от 07.06.2006 г. N 17957, в связи с неисполнением которого налоговый орган принял решения от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940, и срок их уплаты, наступили до принятия заявления о признании ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" банкротом, то есть пени начислены на платежи, не являющиеся текущими. Следовательно, пени по требованию от 07.06.2006 г. N 17957 не подлежат отнесению к текущим.
Таким образом, по требованию от 07.06.2006 г. N 17957 принудительному взысканию вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, подлежит акциз на пиво за апрель 2006 года в размере 49154 рублей, срок уплаты которого наступил 25.05.2006 г.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствий бюджет необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (пункт 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 5 и 6 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Приостановление операций по счетам в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взыскания, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за определенными исключениями, установленными настоящей статьей.
Из анализа данной нормы следует, что снимаются ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, по имущественным требованиям, возникшим до даты введения процедуры наблюдения.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) и применения способов обеспечения исполнения решения налогового органа о принудительном взыскании текущей задолженности по налогам или сборам в процедуре наблюдения.
Таким образом, приняв решения от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940 о приостановлении в банке АКБ "Воркута" ЗАО и Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетным счетам Общества и направив их в соответствующие банки в целях обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке от 21.06.2006 г. N 605, вынесенного с соблюдением порядка и срока, предусмотренного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, с направлением в банк инкассовых поручений NN 1973, 1974, 1978 от 21.06.2006 г., в связи с неисполнением требования от 07.06.2006 г. N 17957, в том числе об уплате акциза на пиво за апрель 2006 года в размере 49154 рублей (являющегося текущим и не погашенным до принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и на момент обращения налогоплательщика в Инспекцию с заявлением от 21.07.2006 г.), Инспекция действовала в соответствии с требованиями налогового законодательства, что не противоречит положениям Федерального закона "О несостоятельности (Банкротстве)" и не привело к нарушению интересов процедуры банкротства и очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренной в статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также очередности исполнения платежей, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми в части признания незаконными решений Инспекции от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940 и действий по приостановлению в АКБ "Воркута" ЗАО и Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетным счетам Общества N 40702810400000000086 и N 4070281051000000137 подлежит изменению, а требования Общества в указанной части - не подлежат удовлетворению.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что недоимка по налогу и пеням по требованию от 22.05.2006 г. N 16075 не относилась к текущим платежам. Данное обстоятельство не оспаривается заявителем апелляционной жалобы. Таким образом, данное требование не подлежало принудительному исполнению вне рамок дела о банкротстве.
Следовательно, приостановление операций по счетам Общества в банке по решению Инспекции от 21.06.2006 г. N 1943, принятому в связи с неисполнением требования об уплате налога от 22.05.2006 г. N 16075, не являющегося текущим, в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, противоречит законодательству о банкротстве.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал незаконным решение налогового органа от 21.06.2006 г. N 1943.
Поскольку действия Инспекции по приостановлению в Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетному счету N 40702810510000000137 произведены в том числе на основании правомерно принятого и направленного в банк решения Инспекции от 21.06.2006 г. 1940, основания для признания их незаконными отсутствуют и требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену судебного акта, Арбитражным судом Республики Коми не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя по делу пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по городу Воркуте удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2006 г. по делу N А29-6416/06А изменить.
В удовлетворении требований ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по городу Воркуте от 21.06.2006 г. N 1939 и N 1940 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и действий Инспекции ФНС России по городу Воркуте по приостановлению в АКБ "Воркута" ЗАО и Воркутинском ФКБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетным счетам N 40702810400000000086 и N 4070281051000000137 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2006 г. N А29-6416/06А оставить без изменения.
Возвратить ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд первой инстанции по платежному поручению от 09.08.2006 г. N 88.
Справку на возврат выдать Арбитражному суду Республики Коми.
Взыскать с ОАО "Воркутинский пивоваренный завод" в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И.Черных |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6416/2006
Истец: ОАО "Воркутинский пивоваренный завод"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Воркуте
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3796/06