Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2015 г. N Ф05-12256/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А41-1975/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Дружба" - Котомцева Д.Г.. представитель по доверенности от 31.04.2015,
от Управления Росреестра по Московской области - Новиков С.В., представитель по доверенности от 19.03.2015 N 59-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Дружба" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2015 по делу N А41-1975/15, приятое судьей Капаевым Д.Ю., по заявлению закрытого акционерного общества "Дружба" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ДРУЖБА" (далее - ЗАО "ДРУЖБА") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее- управление) о признании недействительным решения N 10//073/2014-45 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: ангар-склад, кадастровый номер 50:10:0020203:301, общая площадь 249,6 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Вашутинское шоссе, вл. 38., обязании в течение 18 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, зарегистрировать право собственности ЗАО "ДРУЖБА" на объект недвижимого имущества: ангар-склад, кадастровый номер 50:10:0020203:301, общая площадь 249,6 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Вашутинское шоссе, вл. 38. (спорный объект).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2015 по делу N А41-1975/15 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 75-76).
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "ДРУЖБА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 16.03.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ЗАО "ДРУЖБА" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ДРУЖБА" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, представив в качестве правоустанавливающего документа акт комиссии о готовности законченного строительством (реконструкцией) объекта от 14.08.1997, утвержденный Постановлением Главы Химкинского района от 28.01.1998 N 120.
Уведомлением от 11.11.2014 N 10/073/2014-45 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный объект (л.д. 45-46).
Решением, оформленным сообщением 10//073/2014-45, заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Закон о регистрации) (л.д. 48-49).
В обоснование отказа Управление сослалось на то, что заявителем не представлены документы, которые в соответствии с действующим законодательством подтверждают факт создания спорного объекта, а именно: представленный для регистрации акт комиссии не является таковым и, соответственно, не может рассматриваться в качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации возникновения права на объект недвижимости.
Не согласившись с указанным решением об отказе, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения органа государственной власти необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В рассматриваемой ситуации основанием для обращения в суд с заявленными требованиями стал отказ управления в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: ангар-склад, кадастровый номер 50:10:0020203:301, общая площадь 249,6 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Вашутинское шоссе, вл. 38.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона о регистрации прав права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, неотъемлемой частью которого являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
Пунктом 1 статьи 25 названного Закона предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. К таким документам относятся разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со статьей 55 ГрК РФ или акт государственной приемочной комиссии, выданный в соответствии с пунктом 4.24 СНиП 3.01.04-87.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ документом, подтверждающим выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие вновь построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, в материалах дела отсутствует разрешение на ввод объекта (склада) в эксплуатацию.
Судом первой инстанции правомерно дана критическая оценка акту комиссии о готовности законченного строительством объекта от 14.08.1997 (л.д. 50-52).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (пункт 8), СНиП 3.01.04-87 Строительные нормы и правила "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 (пункты 1.8, 4.27, 4.28) приемка всех без исключения завершенных строительством объектов производится государственными приемочными комиссиями. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта приемочной комиссией считается датой создания объекта и датой ввода объекта в эксплуатацию. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. В отчетность о выполнении плана ввода в действие мощностей и основных фондов включаются только те объекты, акты о приемке в эксплуатацию которых утверждены органом, назначившим комиссию.
Акт приемки объекта капитального строительства - подготовленный в случае осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства документ, подписанный застройщиком и исполнителем работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, удостоверяющий, что результаты работ соответствуют утвержденной проектной документации, требованиям технических регламентов, требованиям действующих градостроительных и строительных норм и правил и они приняты заказчиком.
До предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны проверить соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к нормальной эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и защите природной среды, качество строительно-монтажных работ и принять эти объекты.
Законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом (пункт 5 постановления от 23.01.1981 N 105).
Как следует из материалов дела, ЗАО "ДРУЖБА" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект, представив на государственную регистрацию: акт комиссии о готовности законченного строительством (реконструкцией) объекта от 14.08.1997 (л.д. 50-52), постановление Главы Химкинского района от 28.01.1998 N 120 (л.д. 13), договор аренды земельного участка от 25.07.1997 N528.
Между тем из содержания акта комиссии в отношении спорного объекта следует, что велись ремонтные работы (л.д. 50-52).
Доказательств того, что в установленном законом порядке назначалась рабочая комиссия, по результатам ее деятельности был составлен акт, назначалась государственная комиссия по приемке спорного объекта в эксплуатацию, а также доказательств возведения спорного объекта недвижимости с соблюдением действующих строительных, и иных норм и правил, а также приемки в эксплуатацию уполномоченным органом заявителем регистратору не представлено, в материалах дела также не имеется.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что имеющийся в материалах дела акт комиссии, в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, не подтверждает легитимность создания спорного объекта в независимости от его утверждения главой Химкинского района.
Таким образом, ЗАО "ДРУЖБА" не представлены документы, которые в соответствии с действующим законодательством подтверждают факт создания спорного объекта, а именно: представленный для регистрации Акт комиссии не является таковым и, соответственно, не может рассматриваться в качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации возникновения права на объект недвижимости.
При указанных обстоятельствах регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Управлением, в рамках правовой экспертизы согласно пункту 1 статьи 13 Закона о регистрации, сделан запрос в администрацию городского округа Химки Московской области. Ответ на запрос в установленный срок в адрес управления не поступил.
В соответствии со статьей 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Управлением 11.11.2014 государственная регистрация была приостановлена с указанием причин препятствующих её проведению.
В период приостановки государственной регистрации, причины, препятствующие её проведению, заявителем не были устранены.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2015 года по делу N А41-1975/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1975/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2015 г. N Ф05-12256/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Дружба"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области