09 апреля 2007 г. |
Дело N А28-9882/06-510/30 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В.Караваевой,
судей Т.В.Лысовой и Буториной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никулиной Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2007 г. по делу N А28-9882/06-510/30, принятое судьей Мартыновым С.В. по заявлению Управления Роспотребнадзора по Кировской области к индивидуальному предпринимателю Никулиной Ольге Владимировне о привлечении к административной ответственности, без участия представителей сторон,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее - Роспотребнадзор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Никулиной О.В. (далее - Предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение лицензионных требований при осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности по осуществлению оказания услуг по воспитанию и обучению детей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2007 г. требование удовлетворено, Предприниматель привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Ответчик с решением суда не согласна, просит его отменить и отказать заявителю в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, не подлежит лицензированию.
Роспотребнадзор считает решение суда законным и обоснованным.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела Никулина Ольга Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН N 305434501800297, что подтверждается свидетельством серии 43 N001070687 от 18.01.2005 г. В ноябре 2006 г. специалистами Роспотребнадзора проведена проверка деятельности Предпринимателя по оказанию услуг воспитания и обучения детей по адресу: г.Киров, ул.Сурикова д.27, кв.50 на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В акте проверки от 16.11.2006 г. установлено, что по указанному адресу находится частный детский сад "Изумрудный город", где Предприниматель Никулина О.В. оказывает услуги по воспитанию и обучению детей. Общая численность детей составляет 10-12 человек. Образовательная деятельность учреждения осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения и без лицензии. В своей деятельности Предприниматель руководствуется договором между учреждением и родителями.
16.11.2006 г. составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано, что Предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг воспитания и обучения детей без лицензии. Действия Предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
24.11.2006 г. Роспотребнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности. Судом требования заявителя удовлетворены. Суд апелляционной инстанции находит решение законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, к которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 этой же статьи относятся образовательные учреждения дошкольного типа.
Исходя из Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97г. N 1204 и уставной деятельности, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796 установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования.
Согласно материалам дела, услуги, оказываемые Предпринимателем Никулиной О.В., являются услугами по воспитанию и образованию ребенка. Данный вывод подтверждается актом проверки от 16.11.2006 г., протоколом об административном правонарушении от 16.11.2006 г., объяснительной Предпринимателя Никулиной О.В., распорядком дня на неделю в детском садике, договором на оказание услуг, заключаемым с родителями, трудовым договором с музыкальным работником. Согласно договору на оказание услуг Предприниматель приняла на себя обязательство по воспитанию и дошкольному образованию ребенка в соответствии с Уставом детского сада "Изумрудный город". То есть, организованное ею детское образовательное учреждение Предприниматель называет "Изумрудный город".
Указанные документы свидетельствуют о фактической деятельности образовательного учреждения дошкольного типа - частный детский сад "Изумрудный город".
В соответствии с п. 6 статьи 33 Закона право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения только с момента выдачи ему лицензии, которая выдается в порядке, установленном законом после государственной регистрации образовательного учреждения. Указанная лицензия выдается государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения. В соответствии с данной нормой право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования.
Исходя из положений Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, следует вывод о том, что держателем лицензии на ведение образовательной деятельности может быть лишь соответствующее образовательное учреждение, являющееся юридическим лицом. Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в виде организации дошкольного детского учреждения и оказания услуг по дошкольному воспитанию, не соответствует закону.
Доводы заявителя жалобы о том, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежит лицензированию, не могут быть признаны обоснованными в связи со следующим.
Действительно, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается в соответствии со статьей 48 РФ "Об образовании" как предпринимательская. Лицу, намеривающемуся заняться этой деятельностью, достаточно зарегистрироваться в качестве гражданина - предпринимателя, оформление специального разрешения (лицензии) настоящим Законом не установлено. Однако, в данной статье речь идет о непосредственном оказании педагогических услуг индивидуальным предпринимателем своими силами, без создания образовательного учреждения или его фактической организации.
В рассматриваемом деле Предприниматель не занимается индивидуальной педагогической деятельностью, не оказывает педагогические услуги в индивидуальном порядке. Она организовала работу детского дошкольного образовательного учреждения без организации юридического лица. Указанная деятельность не соответствует закону. При организации детского дошкольного образовательного учреждения требуется получение лицензии.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой: на должностных лиц от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций о том, что в действиях предпринимателя Никулиной О.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку предпринимателем оказывались услуги детского дошкольного образовательного учреждения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Суд апелляционной инстанции считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами по делу, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
С учетом указанного, решение суда следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях госпошлина не подлежит взысканию при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности. На основании изложенного, заявителю следует возвратить уплаченную им госпошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
Постановил:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 16.01.2007 г. по делу N А28-9882/06-510/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никулиной Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Заявителю выдать справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В.Караваева |
Судьи |
Т.В.Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9882/2006
Истец: Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Ответчик: ИП Никулина О. В.
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-427/07