21 февраля 2007 г. |
Дело N А82-7938/06-17 |
(Дата объявления резолютивной части).
23 марта 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г. Г.,
судей Караваевой А. В., Черных Л. Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г. Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.06 г. по делу N А82-7938/2006-17, принятое судьей Гошиной Н. Н.
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Гаврило-Ямском муниципальном районе Ярославской области
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаеву Эргашу Хасановичу
о взыскании 180 руб. 00 коп.,
без участия представителей сторон,
установил:
ГУ - Управление ПФ РФ в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаева Эргаша Хасановича (далее - ответчик) 180 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 13.11.2006 г. в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда от 13.11.2006 г., ГУ - Управление ПФ РФ в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требования в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела крестьянское (фермерское) хозяйство "Возрождение", созданное и возглавляемое гражданином Мирзаевым Эргашем Хасановичем, 1960 года рождения, зарегистрировано Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального округа Ярославской области 05.11.1991 г. и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Должностным лицом Управления было установлено, что КХ "Возрождение" в срок до 01.03.2006 г. не исполнена обязанность по представлению сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт N 101 от 28.03.2006 г.
11.04.2006 г. руководителем Управления принято решение N 101 о привлечении КХ "Возрождение" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 180 руб., что составляет 10% от суммы 1800 руб., из них 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
КХ "Возрождение" направлено требование от 11.04.2006 г. N 101 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в срок до 25.04.2006 года.
В связи с неуплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке Управление обратилось за его принудительным взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установив, что требования Пенсионного фонда об уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа и пеней, а также финансовых санкций предъявлены к юридическому лицу - КХ "Возрождение", отклонил заявленные требования Пенсионного фонда к главе КХ "Возрождение" Мирзаеву Э. Х..
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется ошибочной в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие ч. 1 ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Гражданский кодекс РФ в качестве предпринимателя называет главу крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а согласно ч. 2 указанной статьи право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ, действовавшей до 01.01.2007 г., члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога.
Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица или без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаев Э. Х. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет необходимые сведения в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, Мирзаев Э. Х. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Такое понимание обязанности по уплате страховых взносов лицами, достигшими определённого возраста, дано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.04.2005 N 164-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
С учетом указанного, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаев Э. Х., 1960 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы по установленным тарифам только на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 120 рублей подлежит взысканию. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплате не подлежат.
Неправильное применение норм материального права согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 13 ноября 2006 г. следует отменить. Принять по делу новое решение.
Государственная пошлина по делу и по апелляционной жалобе относится на ответчика и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований..
Руководствуясь статьей 258, пунктом 2 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2006 г. по делу N А82-7938/06-17 отменить. Принять новое решение.
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаева Эргаша Хасановича в бюджет Пенсионного фонда финансовые санкции в размере 120 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 г. Во взыскании остальной суммы штрафа отказать.
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаева Эргаша Хасановича в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 333 рубля 33 копейки
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаева Эргаша Хасановича в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 666 руб. 67 коп.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
Буторина Г. Г. |
Судьи |
Караваева А. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7938/2006
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мирзаев Э. Х.
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4228/06