3 апреля 2007 г. |
Дело N А31-6483/2006-21 |
(Дата объявления резолютивной части).
10 апреля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г. Г., судей Караваевой А. В., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г. Г.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
государственного учреждения Отдела Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.11.2006 г. по делу N А31-6483/2006-21, принятое судьей Авдеевой Н.Ю. по заявлению
государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Ключики" Соловьеву Н.Б.
о взыскании 136 руб. 80 коп.,
установил:
Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ключики" Соловьева Николая Борисовича (далее - ответчик) 136 руб. 80 коп. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 17.11.2006 г. заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ключики"", созданное и возглавляемое гражданином Соловьевым Борисом Николаевичем, 1962 года рождения, зарегистрировано 14.02.1991 г. Администрацией Островского района Костромской области и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Положениями статьи 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 7 Закона о пенсионном страховании наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона о пенсионном страховании).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ключики" Соловьев Н.В. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о пенсионном страховании страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, в т.ч. об уплаченных суммах страховых взносов.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, Соловьев Н.Б. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (в т.ч. об уплаченных суммах страховых взносов), на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статей 22 и 33 Закона о пенсионном страховании страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Следовательно, глава КФХ "Ключики" Соловьев Н.Б., 1962 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы только по установленным тарифам на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него должен быть взыскан в размере 120 рублей.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 17.11.2006 в части отказа Управлению в удовлетворении требования о взыскании с главы КФХ "Ключики" Соловьева Н.Б. 120 рублей штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по первой инстанции и по апелляционной жалобе относится на главу КФХ "Ключики" Соловьева Н.Б. Принимая во внимание сезонный характер деятельности крестьянского фермерского хозяйства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции до 100 руб., по апелляционной жалобе до 50 руб.
Руководствуясь статьей 258, пунктом 2 статьи 269, частью 1 пунктом 4 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 17.11.2006 г. по делу N А31-6483/2006-21 изменить.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ключики" Соловьева Николая Борисовича в бюджет Пенсионного фонда РФ 120 рублей штрафа; в доход федерального бюджета - государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 100 руб. и госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Буторина Г.Г. |
Судьи |
Караваева А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6483/2006
Истец: ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области
Ответчик: Глава крестьянского хозяйства "Ключики" Соловьев Н. Б.
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4222/06