г. Киров |
|
23 августа 2007 г. |
Дело N А17-895/5-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой, судей Т.М.Ольковой, А.В.Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.05.07г. по делу N А17-895/5-2007, принятое судьей Торговой Т.Е.
по заявлению Товарищества на вере "Айвазов и Компания"
к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
о признании незаконным отказа в выплате субсидий,
3-е лицо: ОГУП "Ивагролизинг"
без участия представителей сторон и третьего лица,
установил:
Товарищество на вере "Айвазов и Компания" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа в выплате Товариществу субсидий на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота.
Решением суда от 29.05.2007 г. заявленное требование удовлетворено, суд первой инстанции отказ Департамента в предоставлении Товариществу на вере "Айвазов и Компания" субсидий в сумме 47 370 руб. на приобретение молодняка крупного рогатого скота признал незаконным и обязал Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области произвести выплату субсидий Товариществу на вере "Айвазов и Компания" в сумме 47 370 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.05.2007 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, пункт 8.2 Порядка получения и использования субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 13.03.2006 г. N 32-п.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу оспариваемое решение суда находит законным и обоснованным.
Заявитель, ответчик и третье лицо, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.03.2004 г. между Товариществом на вере "Айвазов и Компания" и ОГУП "Ивагролизинг" заключен договор финансовой аренды (лизинга) племенного скота. Во исполнение данного договора ОГУП "Ивагролизинг" (Лизингодатель) передал Товариществу на вере "Айвазов и Компания" (Лизингополучателю) 50 голов племенного скота во временное владение и пользование с правом выкупа.
По мере выкупа животных, который подтверждался платежными поручениями об оплате Лизингодателю, Товарищество обращалось в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области и получало субсидии в 2004 г, 2005 г., 2006 г.
07.09.2006 г. Товарищество произвело выкуп очередной части животных (4 голов), что подтверждено платежным поручением от 07.09.2006 г. N 42 на сумму 100 000 руб. и справкой лизинговой компании от 12.09.2006 г. о выкупе животных общей живой массой 1579 кг. Сумма причитающейся субсидии, в соответствии с пунктом 8.2 Порядка получения и использования субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 13.03.2006 г. N 32-п, должна составить 47 370 руб., т.е. 30 руб. за 1 кг. живой массы.
Документы, подтверждающие выкуп 4 голов, направлены Товариществом в Департамент для получения субсидий.
17.01.2007 г. Департамент отказал Товариществу в выплате субсидий, по причине того, что по состоянию на 01.11.2006 г. приобретенного племенного скота в хозяйстве не имеется.
Не согласившись с названным отказом, Товарищество обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Департамента в выплате субсидий не основан на нормах права, т.е. является незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что принятое по делу решение является законным и обоснованным, при разрешении спора суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, дал им обоснованную юридическую оценку, которую суд апелляционной инстанции поддерживает.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований Товарищества о выплате ему субсидий в сумме 47 470 руб. на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота в количестве 4 голов общей живой массой 1579 кг.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации, допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной поддержки сельскохозяйственного производства, развитие и повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Ивановской области регулируются Законом Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области".
Согласно статье 8 названного закона одной из форм государственной поддержки развития материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, является выплата сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на компенсацию части первоначального взноса по приобретению предметов лизинга для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии со статьей 13 Закона Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области" Правительство Ивановской области постановлением от 13.03.2006 г. N 32-п утвердило Порядок получения и использования субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства (далее -Порядок), в котором определены правила предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным производителям Ивановской области.
Так, согласно пункту 8.2 названного выше Порядка получения и использования субсидий (в редакции от 14.12.2006 г.) субсидии предоставляются на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота в отечественных и зарубежных племенных хозяйствах и организациях по племенной работе, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по разведению и реализации племенного скота (на племенных животных, приобретенных по импорту, - племсертификаты), по установленной ставке в размере 30 рублей за 1 кг живой массы. Предоставление субсидий на расходы, связанные с приобретением племенных животных на условиях лизинга, осуществляется по мере выкупа предмета лизинга в собственность лизингополучателя. Основанием для расчета субсидий являются договоры, платежные документы, счета-фактуры, акты передачи имущества в лизинг и справки лизингодателя о передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя с указанием количества голов, живой массы и стоимости племенных животных, переданных в собственность на дату представления документов, а также нарастающим итогом с момента действия договора.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не отрицается, что все необходимые документы для получения субсидии, в т.ч. договор финансовой аренды (лизинга) племенного скота от 29.03.2004 г., счет-фактура от 29.03.2004 г. N 0329/1, акт приема-передачи племенной продукции от 08.06.2004 г., платежное поручение от 07.09.2006 г. N 42 на сумму 100000 руб., справка лизинговой компании о выкупе животных, представлены Товариществом в Департамент. Названные документы являются подтверждением выкупа Товариществом очередной части животных, а именно 4 голов живой массой 1579 кг. Условия, необходимые для получения субсидии, Товариществом были соблюдены.
При таких обстоятельствах, Департаменту в соответствии с вышеназванными нормами права, следовало принять положительное решение о выплате Товариществу на вере "Айвазов и Компания" субсидий в сумме 47 370 руб., что составляет 30 руб. за 1 кг. живой массы (в данном случае общая живая масса скота составляет 1579 кг.). Оснований для отказа в выплате Товариществу субсидий у Департамента не имелось.
Последующее выбытие выкупленного племенного крупного рогатого скота не отменяет факта уплаты лизинговых платежей и в соответствии с Порядком получения и использования субсидий не влечет прекращения права на субсидию, поскольку субсидия предоставляется именно на приобретение, а не содержание племенных животных. Основанием для расчета и выплаты субсидии являются фактически произведенные расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими финансовыми документами.
К тому же, в пункте 8.2 Порядка получения и использования субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства определено, что субсидии не предоставляются на племенной скот только в том случае, если он приобретен с привлечением финансовых средств областного бюджета прошлых лет, а также на скот, по которому были выплачены субсидии по пункту 8.5 настоящего Порядка. Другие основания для отказа в выплате субсидий на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота названным выше Порядком не предусмотрены.
Ссылка Департамента на статью 34 Бюджетного кодекса РФ и статью 4 Закона Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области" отклоняется, поскольку названные нормы не определяют основания и порядок предоставления субсидий на приобретение племенного крупного рогатого скота и не могут использоваться в качестве трактовки оснований предоставления или отказа в предоставлении субсидий.
Доводы апеллянта о том, что Товарищество на вере "Айвазов и Компания" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, документально не подтверждены.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области поголовье крупного рогатого скота Товарищества на вере "Айвазов и Компания" составляет 14 голов ( л.д.42)
При таких обстоятельствах отказ ответчика в предоставлении субсидии нельзя признать правомерным.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, решение суда от 29.05.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относят на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.05.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-895/2007
Истец: Товарищество на вере "Айвазов и компания"
Ответчик: Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области
Третье лицо: ОГУП "Ивагролизинг", Хисамов А. А.
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2794/07