г. Киров |
|
17 сентября 2007 г. |
Дело N А82-1005/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей Гуреевой О.А., Кобелевой О.А.
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии представителей сторон
от истца:
от ответчика: Злоказов А.В., доверенность N 52 от 14.08.07г., Шамустакимов О.Ш., доверенность N 51 от 14.08.07г.
от третьего лица:
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Угличский завод минеральной воды" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13 июня 2007 г. по делу N А82-1005/2007-35, принятое судом в составе судьи О.Н. Чистяковой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Завод "Воды Углича"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Угличский завод минеральной воды"
о нарушении исключительного права на использование наименования места происхождения товара,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Воды Углича" (далее - ООО "Завод "Воды Углича", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Угличский завод минеральной воды" (далее - ООО "Угличский завод минеральной воды", ответчик) с требованиями:
- об обязании ответчика прекратить использование наименования места происхождения товара "Угличская" при производстве напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Апельсин",
- удалить с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок незаконно используемое наименование места происхождения товара до степени смешения обозначения и уничтожить контрафактные упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара;
- взыскании с ответчика денежной компенсации в размере 50000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день вынесения решения суда;
- обязать ответчика опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации истца в ближайшем после вступления решения суда в законную силу номере газеты "Угличская газета", газеты "Золотое кольцо", газеты "Семь дней", газеты "Анфас";
- взыскать расходов по оплате юридических услуг в сумме 10000 рублей.
Исковые требования истца основаны на статьях 30, 40, 46 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30 мая 2007 года ООО "Угличский завод минеральной воды" исковые требования были удовлетворены и суд обязал ответчика:
- прекратить использование наименования места происхождения товара "Угличская" при производстве напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Апельсин",
- удалить с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое наименование места происхождения товара;
- взыскал с ООО "Угличский завод минеральной воды" в пользу ООО "Завод "Воды Углича" денежную компенсацию в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день вынесения решения, что составило 100000 руб.,
- а также взыскал 3000 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя;
- в целях восстановления деловой репутации истца суд обязал ответчика опубликовать судебное решение в ближайшем после вступления решения в законную силу номере газеты "Угличская газета", "Золотое кольцо", "семь дней" и "Анфас".
Не согласившись с принятым решением, ООО "Угличский завод минеральной воды" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает решение арбитражного суда необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
- судом неправильно применены, истолкованы нормы материального права: пункты 1, 3 статьи 31, пункт 1 статьи 35, пункт 2 статьи 40, пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров",
- ответчик считает использование наименования места происхождения товара "Угличская" законным, поскольку не оспорена правовая охрана свидетельства на наименование места происхождения товара N 0055/01, принадлежащего ответчику;
- использование ответчиком наименования места происхождения товара "Угличская" не ущемляет права истца по использования наименования места происхождения товара "Минеральная вода "Угличская",
- судом нарушены нормы пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 30 мая 2007 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласился, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Истец, ООО "Завод "Воды Углича", имеет свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара N 0055/02, на "Минеральную воду "Угличская", выданное 11 июля 2005 г. (л.д. 9).
ООО "Угличский завод минеральной воды" также имеет свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара "Угличская" N 0055/1, выданное 5 августа 2002 г. Данное свидетельство выдано на минеральную воду (л.д. 69).
Ответчик производит напиток безалкогольный среднегазированный на ароматизаторах "Апельсин", который разливается в пластиковые бутылки, имеющие надпись "Угличская", выполненную тиснением.
Истец считает, что данный продукт является контрафактным, поскольку содержит наименование места происхождения товара "Угличская", которое может использоваться только при производстве минеральной воды.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 31 названного Закона правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 30 настоящего Закона.
Безалкогольный напиток "Апельсин", разливаемый в пластиковые бутылки с надписью "Угличская" не отвечает требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы места происхождения товара.
Надпись "Угличская" может быть проставлена на бутылках, в которых разливается минеральная вода, имеющая свидетельство на право пользования места происхождения товара N 0055/1 от 5 августа 2002 г.
Безалкогольный напиток "Апельсин", производимый на обычной воде, не соответствует товару - минеральной воде "Угличская".
Документов, подтверждающих право ответчика при производстве безалкогольного продукта "Апельсин" использовать наименование места происхождения товара "Угличская", суду не представлено.
Пунктом 2 статьи 40 Закона установлено, что не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).
Свидетельство на право пользование наименованием места происхождения товара, выданное ответчику, предусматривает использование наименование места происхождение товара только при производстве минеральной воды.
Исходя из положений статей 30, 31, 40 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", а также из содержания свидетельства N 0055/01 от 05.08.05г. - право пользования наименованием места происхождения товара предоставлено обладателю свидетельства только в отношении конкретного товара.
Следовательно, использование наименования происхождения товара "Угличская" на упаковке напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Апельсин", не являющегося минеральной водой, и не обладающего свойствами, указанными в свидетельстве, является незаконным.
Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара предусмотрена статьёй 46 названного Закона.
Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, государственного органа, прокурора или общественной организации:
прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;
опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения.
Правообладатель и обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения товара, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (пункт 4 статьи 46 Закона).
Для защиты нарушенного права выбранным истцом способом: взыскание денежной компенсации - достаточно самого факта нарушения исключительных прав, а на размер взыскиваемой компенсации определен судом первой инстанции с учётом продолжительности данного нарушения.
Поскольку истец обладает правом использования наименования происхождения товара "Минеральная вода "Угличская", в соответствии со статьёй 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, он имеет право на предъявление иска в суд с требованиями, предусмотренными статьёй 46 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".
Факт незаконного использования ответчиком наименования места происхождения товара подтверждён материалами дела.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании ответчика прекратить использование наименования места происхождения товара "Угличская" при производстве напитка безалкогольного среднегазированного на ароматизаторах "Апельсин", о взыскании с ответчика денежной компенсации в размере 100000 рублей, а также об опубликовании судебного решения в ближайшем после вступления решения в законную силу печатных изданиях: номере газеты "Угличская газета", "Золотое кольцо", "Семь дней" и "Анфас".
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что требования истца об удалении с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое наименование места происхождения товара и уничтожении контрафактных упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара не подлежало удовлетворению, поскольку пластиковые бутылки с оттиском "Угличская" используются также при разливе соответствующей минеральной воды.
Для устранения нарушения положений Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" достаточно запрета на разлив в пластиковые бутылки с надписью "Угличская" безалкогольных напитков на ароматизаторах.
Доводы ответчика о различных зарегистрированных наименованиях места происхождения товара отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку оба свидетельства на право пользование наименованием места происхождения товара содержат наименование "Угличская" с правом использования указанного наименования в отношении минеральной воды с особыми характеристиками.
Доводы ответчика о том, что судом не дана оценка представленному ответчиком заключению, подписанного Кузьминым Ю.А. не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку данное заключение, на которое ссылается ответчик, не представлено в материалы дела.
Суд апелляционной инстанции не согласен с ответчиком, указавшим в судебном заседании, что тиснение на пластиковых бутылках выполнено в рекламных целях.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 7 статьи 5 этого Федерального закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Тиснение "Угличская" выполненное на пластиковой бутылке не направлено на привлечение внимания неопределённого круга лиц к минеральной воде, выпускаемой ООО "Угличский завод минеральной воды", поэтому его нельзя признать рекламой.
В целом решение суда первой инстанции принято на основании полного и всестороннего исследования материалов дела, соответствует требованиям действующего законодательства. Нарушений норм материального права судом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом требований части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно взыскано с ответчика 3000 рублей расходов на оплату услуг представителя истца, подтвержденных договором на оказание юридических услуг от 25.01.2007 г. и платёжным поручением N 26 от 05.02.2007 г.
Таким образом, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная ответчиком при обращении в суд апелляционной инстанции, возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13 июня 2007 г. по делу N А82-1005/2007 г. оставить без изменения, уточнив резолютивную часть, исключив из неё слова "удалив с контрафактных упаковок (пластиковых бутылок) незаконно используемое наименование места происхождения товара и уничтожить контрафактные упаковки в случае невозможности удаления с них незаконно используемого наименования места происхождения товара", апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличский завод минеральной воды" - оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1005/2007
Истец: ООО "Завод"Воды Углича", ООО ЗАВОД ВОДЫ УГЛИЧА
Ответчик: ООО "Угличский завод минеральной воды", ООО УГЛИЧСКИЙ ЗАВОД МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ