18 июля 2007 г. |
Дело N А82-1439/2007-37 |
(Дата принятия резолютивной части постановления).
27 июля 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Г.Г.Буториной, судей Т.В. Лысовой, Т.М. Ольковой
при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г.Буториной,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.07. по делу N А82-1439/2007-37, принятое судьей Малышевой Е.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Социальное питание"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля
о признании незаконным отказа в возврате уплаченных платежей,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ярославля,
установил:
Закрытое акционерное общество "Социальное питание" (далее - Общество, ЗАО "Социальное питание", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее - Инспекция, ответчик) об обязании Инспекции вернуть излишне уплаченные пени в сумме 325 627 руб. 86 коп.
Суд первой инстанции решением от 21.05.2007 года обязал Инспекцию произвести возврат излишне уплаченных Обществом пеней в сумме 325 627 руб. 86 коп.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, мотивируя это тем, что пени Обществу начислены правомерно и уплачены им в добровольном порядке.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на правомерности принятого решения и просит оставить его без изменения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица по имеющимся материалам в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.
ЗАО "Социальное питание" обратилось в Инспекцию за справкой об отсутствии за предприятием задолженностей по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих оплате в соответствии с законодательством РФ, для представления ее в регистрационно - лицензионную палату для получения лицензии.
Инспекция справкой N 4014 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20.09.2005 года" сообщила, что за Обществом числятся неуплаченные пени по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию: на страховую часть - 176 598 руб. 20 коп., на накопительную часть - 21 305 руб. 55 коп. и задолженность в Пенсионный фонд РФ в сумме 127 187 руб. 72 коп. Всего задолженность составила 325 627 руб. 86 коп.
Общество в добровольном порядке погасило указанную сумму пени, что подтверждается платежными поручениями от 29.12.2005 года N N 4857, 4859, 4856 и справкой об отсутствии задолженностей за Обществом от 19.04.2006 года N 389.
Посчитав перечисленную сумму пени излишне уплаченной, ЗАО "Социальное питание" неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлениями о возвращении излишне перечисленных пеней, но Инспекция письмом от 27.10.2006 года N ИТ-10-24/4073-4075 отказала в возврате по причине отсутствия переплаты в КРСБ. Так же указала, что право осуществления возвратов страховых взносов предоставлено страховщику - органам Пенсионного фонда РФ.
Удовлетворяя заявленное требование о возврате излишне уплаченных сумм пени, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела доказано отсутствие задолженности Общества по страховым взносам и пеням. Пени, уплаченные заявителем, являются излишне уплаченными, а обязанность по зачету излишне уплаченных страховых взносов возлагается на налоговые органы.
Вывод суда соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что суд, в нарушение пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не осуществил должную правовую оценку факта признания иска на соответствие требованиями законодательства РФ и обеспечения интересов других лиц, в частности интересов государства. Также указывает, что суммы пени начислены правомерно и уплачены Обществом в добровольном порядке.
Апелляционная инстанция считает названные доводы Инспекции несостоятельными в силу следующего.
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, заявителем по делам о взыскании недоимки и пеней по вышеназванным взносам являются органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, требования об уплате недоимки и пеней по названным взносам должны предъявлять органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке досудебного урегулирования спора с ответчиком.
Согласно части 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление контролирующего органа о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В отзыве на заявление (лист дела 65) Пенсионный фонд указывает, что уплаченные суммы пени Обществу не начислялись, требование об уплате не направлялось.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 указанного Закона предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ (в редакции изменений от 22.12.2005 N 176-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (статья 2 названного закона).
В пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в названной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством полномочиями на проведение возврата излишне уплаченных страховых платежей на обязательное пенсионное страхование наделены налоговые органы.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал Инспекцию произвести возврат излишне уплаченных пени в сумме 325 627 руб. 86 коп.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
С заявителя апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в доход Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.07. по делу N А82-1439/2007-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
Г.Г.Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1439/2007
Истец: ЗАО "Социальное питание"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля
Третье лицо: Управление ПФР (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ярославля
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2592/07