город Воронеж |
|
3 июля 2015 г. |
Дело N А64-7302/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Фирсова Александра Николаевича: Перегудовой Л.Л., представителя по доверенности от 28.11.2014;
от Индивидуального предпринимателя Порошиной Анастасии Юрьевны: Перегудовой Л.Л., представителя по доверенности от 05.02.2014;
от Индивидуального предпринимателя Ефремовой Галины Петровны: Ефремовой Г.П., Перегудовой Л.Л., представителя по доверенности от 28.11.2014;
от Индивидуального предпринимателя Парфёновой Татьяны Васильевны: Парфеновой Т.В., Перегудовой Л.Л., представителя по доверенности от 28.11.2014;
от Администрации города Тамбова: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2015 по делу N А64-7302/2014 (судья Копырюлин А.Н.) по заявлению Индивидуального предпринимателя Фирсова Александра Николаевича, г. Тамбов (ОГРН 304682932200801, ИНН 683200892583) Индивидуального предпринимателя Порошиной Анастасии Юрьевны, пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 314682005700021, ИНН 682013709420) Индивидуального предпринимателя Ефремовой Галины Петровны, с.Покрово-Пригородное (ОГРН 304682034500048, ИНН 683200906236) Индивидуального предпринимателя Парфёновой Татьяны Васильевны, г.Тамбов (ОГРН 304370220800058, ИНН 372800076326) к Администрации города Тамбова, г.Тамбов (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Фирсов Александр Николаевич, Порошина Анастасия Юрьевна, Ефремова Галина Петровна, Парфёнова Татьяна Васильевна (далее - заявители, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации города Тамбова о признании недействительным постановления администрации города Тамбова N 10304 от 27.11.2014 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161"; обязании администрации города Тамбова принять решение о подготовке проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участка с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенном в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова (с учетом уточнений).
Решением суда от 05.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрации города Тамбова обратилась Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок находится, в том числе, на землях общего пользования. Участок предоставлен заявителям для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования - под установку торгового павильона "Цветы".
В отзыве на жалобу представитель заявителей указывает, что ранее торговый павильон был признан объектом капитального строительства. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В судебное заседание Администрации города Тамбова не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Постановлением администрации г.Тамбова от 09.08.2011 N 5760 предпринимателям Фирсову Александру Николаевичу, Порошиной Нине Ивановне, Ефремовой Галине Петровне, Парфёновой Татьяне Васильевне был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 под реконструкцию торгового павильона - объекта некапитального строительства в районе ул.Советской, 161 г.Тамбова; заключен договор аренды земельного участка от 15.08.2011 г. N 368 сроком по 10.07.2012 (из текста постановления, л.д. 52).
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.04.2012 N 2702 предпринимателям Фирсову Александру Николаевичу, Порошиной Нине Ивановне, Ефремовой Галине Петровне, Парфёновой Татьяне Васильевне предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев дополнительный земельный участок, площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:108 под реконструкцию торгового павильон - объекта некапитального строительства в районе ул.Советской, 161 г.Тамбова; заключен договор аренды земельного участка от 12.04.2012 N 155 сроком по 10.03.2013 (из текста постановления, л.д. 52 и л.д. 18).
Постановлением администрации г.Тамбова от 10.09.2012 N 7247 расторгнут договор аренды земельного участка от 12.04.2012 N 155, а также уточнено местоположение и вид разрешенного использования земельных участков площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 и площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73: постановлено считать их расположенными по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 под торговым павильоном "Цветы" - объектом некапитального строительства (вид разрешенного использования - (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям Фирсову Александру Николаевичу, Порошиной Нине Ивановне, Ефремовой Галине Петровне, Парфёновой Татьяне Васильевне в аренду сроком по 01.01.2015 (л.д. 52-54).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13.05.2013, вступившим в законную силу 14.06.2013 (л.д. 55-56) за Фирсовым Александром Николаевичем, Порошиной Ниной Ивановной, Ефремовой Галиной Петровной, Парфёновой Татьяной Васильевной признано право собственности (за каждым по ? доли в праве общей долевой собственности) на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161.
Индивидуальные предприниматели Фирсов Александр Николаевич, Ефремова Галина Петровна, Парфёнова Татьяна Васильевна зарегистрировали право общей долевой собственности (по ? доли каждый) в Управлении Росреестра по Тамбовской области, документы-основания для государственной регистрации права - решение Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013 (свидетельства о государственной регистрации права собственности л.д. 23-25, выписка из ЕГРП, л.д. 47).
29.08.2013 Порошина Нина Ивановна, ранее также зарегистрировав право общей долевой собственности на свое имя на основании решения Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013, подарила принадлежащую ей ? долю в праве общей долевой собственности на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, Порошиной Анастасии Юрьевне, о чем в ЕГРП 16.09.2013 сделана запись регистрации за N 68-68-01/021/2013-833 (свидетельство о государственной регистрации права собственности, повторное, л.д. 26; выписка из ЕГРП, л.д. 47).
Порошина Анастасия Юрьевна, согласно сведений из ЕГРИП, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.02.2014.
Постановлением администрации г.Тамбова N 11121 от 18.12.2014 (л.д. 114) предпринимателям Фирсову Александру Николаевичу, Ефремовой Галине Петровне, Парфёновой Татьяне Васильевне, Порошиной Анастасии Юрьевне предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под зданием: кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., а также уточнен вид разрешенного использования данных земельных участков - постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
16.01.2015 на основании постановления администрации г.Тамбова N 11121 от 18.12.2014 между предпринимателями-заявителями и Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова заключен договор аренды земельного участка в г.Тамбове с множественностью лиц на стороне арендатора N 14 (л.д. 89-93) сроком на 11 месяцев с 19.12.2014 по 19.11.2015.
06.08.2014 предприниматели Фирсов Александр Николаевич, Ефремова Галина Петровна, Парфёнова Татьяна Васильевна, Порошина Анастасия Юрьевна обратились с заявлением к заместителю главы администрации г.Тамбова - председателю комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов Позднякову А.А., в котором просили внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов, в части изменения территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова. Заявление мотивировано нахождением земельных участков, на которых расположено здание, в двух территориальных зонах (л.д. 94).
Согласно выписке из Протокола заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов N 54 от 16.10.2014 по вопросу N 20 повестки рассмотрены предложения предпринимателей по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участка с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенном в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова.
Решение Комиссии (голосование "за" - единогласно): рекомендовать главе администрации города Тамбова Боброву А.Ф. отклонить данное предложение. Причина: земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования - под установку торгового павильона "Цветы". Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Письмом от 05.11.2014 б/н (л.д. 14), а затем - постановлением N 10304 от 27.11.2014 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161" (л.д. 41) администрацией города Тамбова предложение предпринимателей отклонено.
Основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования - под установку торгового павильона "Цветы". Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Считая постановление администрации города Тамбова N 10304 от 27.11.2014 недействительным, заявители обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановление администрации города Тамбова N 10304 от 27.11.2014 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161" противоречит положениям действующего земельного и градостроительного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Как следует из содержания ст.34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 33 ГрК РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Как видно из материалов дела, заявители обратились с заявлением к заместителю главы администрации г.Тамбова - председателю комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов Позднякову А.А., в котором просили внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов, в части изменения территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова - Заявление мотивировано нахождением земельных участков, на которых расположено здание, в двух территориальных зонах (л.д. 94).
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлены виды и состав территориальных зон.
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (ч. 3 ст. 35 ГрК РФ).
В состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов (ч. 4 ст. 35 ГрК РФ).
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (ч. 5 ст. 35 ГрК РФ).
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (ч. 7 ст. 35 ГрК РФ).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (ч. 8 ст. 35 ГрК РФ).
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов (далее - Правила).
Настоящие Правила вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании.
Градостроительное зонирование предусматривает деление всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешённого строительства в границах этих территориальных зон.
В соответствии с Приложением 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа - город Тамбов "Карта градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов" (в редакции Приложения 1 от 07.07.2014):
- земельный участок, принадлежащий на праве аренды предпринимателям, кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м., расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный);
- земельный участок, принадлежащий на праве аренды предпринимателям, кадастровый номер 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., расположен в территориальной зоне ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно ч. 2 ст.44 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов жилая зона Ж-2 выделена как зона среднеэтажной жилой застройки (5 - 8 этажей, включая мансардный).
При нахождении этой зоны в исторической части города непременным условием любой градостроительной деятельности является обременение, продиктованное положениями охранных зон памятников архитектуры и градостроительной среды. Любое строительство в этом случае возможно только при предпроектном исследовании, последующем составлении реставрационно-строительных мероприятий и нормалей и согласованием с органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Зона предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), допускается размещение отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов повседневного обслуживания.
1) Основные виды разрешённого использования:
а) жилые многоквартирные дома этажностью от 5 до 8 этажей включительно без приквартирных участков;
б) единичные объекты повседневного обслуживания населения в пределах территории общего пользования, включающих в себя объекты обслуживания как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные;
в) библиотеки, аптеки;
г) магазины (кроме магазинов стройматериалов, москательных и химических товаров) и другие.
Согласно ст.47 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов зона инженерной и транспортной инфраструктур выделена для обеспечения правовых условий формирования земельных участков, обеспечивающих размещение производственных объектов и сооружений транспорта (автомобильного, железнодорожного). Предоставленные ниже градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе зон ИТ-1, ИТ-2 только в случае, когда части территорий общего пользования переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
Зона ИТ-1 - зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры - включает в себя участки территории города Тамбова, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, для размещения иных объектов инженерной инфраструктуры, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления охранных зон объектов инженерной инфраструктуры, а также размещения иных объектов в случаях, предусмотренных настоящими регламентами.
1) Основные виды разрешённого использования:
а) объекты, связанные с содержанием, строительством, ремонтом сооружений и устройств автомобильного транспорта при условии соблюдения соответствия требований законодательства о безопасности движения;
б) размещение велосипедных дорожек, тротуаров, зелёных насаждений;
в) размещение земляного полотна с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими характерными техническими элементами дорог;
г) размещение инженерных сетей преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог - как правило, вне проезжей части;
д) прокладка под тротуарами (или разделительными полосами) тепловых сетей в траншеях, а других сетей - только в каналах или тоннелях;
е) размещение под разделительными полосами водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации;
ж) прокладка под полосой между красной линией и линией застройки кабельных сетей (силовых, связи, сигнализации);
з) размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, устройств и других объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Аналогичное положение содержит Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011N 267.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с ч.6 ст.5 Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенной на карте градостроительного зонирования.
Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования, за исключением случаев, когда не завершены действия, определённые вторым абзацем части 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для отклонения предложений предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, послужило то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования - под установку торгового павильона "Цветы". Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции были установлены следующие обстоятельства.
Согласно протокола заседания Градостроительного Совета при администрации г.Тамбова от 01.10.2008 N 93 (л.д. 115-118) рассмотрен эскизный проект реконструкции павильона "Азалия" по ул. Советской, 161 г.Тамбова (заказчик - Фирсов А.Н.): (раздел: архитектурно-планировочное решение) реконструкция торгового павильона включает в себя некоторое увеличение торговой площади за счет возведения стен в границах существующих навесов, реконструкцию фасадов. Максимально использован существующий каркас здания, оставлена наружная стена, выходящая к жилому дому. Фасады имеют сходную архитектуру с запроектированным павильоном "Цветы" (ул.Советская, 163 г.Тамбова): элементы классической архитектуры (рустовка нижней плоскости стен, декоративный карниз и т.д.). Технико-экономические показатели: площадь застройки - 117,13кв.м.; общая площадь - 94,73кв.м., нормируемая площадь - 92,29кв.м. (л.д. 117-118).
Эскизный проект реконструкции павильона "Азалия" одобрен на заседании Градостроительного Совета при администрации г.Тамбова для его реализации (протокол заседания Градостроительного Совета при администрации г.Тамбова от 01.10.2008 N 93 л.д. 118).
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.08.2011 N 5760 предпринимателям предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73, под реконструкцию торгового павильона - объекта некапитального строительства.
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.04.2012 N 2702 предпринимателям предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев дополнительный земельный участок, площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:108, под реконструкцию торгового павильона - объекта некапитального строительства.
Постановлением администрации г.Тамбова от 10.09.2012 N 7247 расторгнут договор аренды земельного участка от 12.04.2012 N 155, а также уточнено местоположение и вид разрешенного использования земельных участков площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 и площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73: постановлено считать их расположенными по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 под торговым павильоном "Цветы" - объектом некапитального строительства (вид разрешенного использования - (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям в аренду сроком по 01.01.2015.
Таким образом, площадь двух земельных участков, предоставленных предпринимателям под реконструкцию торгового павильона, составляет 95 кв.м., что соотносится с проектной площадью павильона - 94,73кв.м.
Реконструкция павильона предпринимателями завершена.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13.05.2013 по делу N 2-1876/13 реконструированный, согласно проекта, торговый павильон "Азалия" признан объектом капитального строительства, и за Фирсовым А.Н., Порошиной Н.И., Ефремовой Г.П., Парфёновой Т.В. признано право собственности на здание (за каждым по ? доли в праве общей долевой собственности), площадью 85,9 кв.м., этажность: 1, расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 (л.д. 55-56).
Указанное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 14.06.2013 (отметка о вступлении в законную силу судебного акта, л.д. 56, нижняя часть листа).
Право общей долевой собственности каждого из заявителей на объект недвижимости - здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, зарегистрировано в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимости, документы-основания для государственной регистрации права - решение Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013 (свидетельства о государственной регистрации права собственности л.д. 23-25). Индивидуальный предприниматель Порошина Анастасия Юрьевна является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, на основании договора дарения от 29.08.2013 (даритель - Порошина Нина Ивановна), о чем в ЕГРП 16.09.2013 сделана запись регистрации за N 68-68-01/021/2013-833.
Постановлением администрации г.Тамбова N 11121 от 18.12.2014 предпринимателям предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под зданием: кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., а также уточнен вид разрешенного использования данных земельных участков - постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям в аренду сроком на 11 месяцев с 19.12.2014 по 19.11.2015.
Таким образом, как верно было установлено судом области, принадлежащий по праву собственности заявителям объект недвижимого имущества - здание, площадью 85,9 кв.м., находящееся по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, ставший таковым после проведенной реконструкции и признания права в судебном порядке, фактически расположен на двух земельных участках, кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., принадлежащих заявителям на праве аренды сроком на 11 месяцев (с 19.12.2014 по 19.11.2015) на основании постановления администрации г.Тамбова N 11121 от 18.12.2014.
Указанным постановлением администрации города уточнен и вид разрешенного использования данных земельных участков - постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
На основании изложенного, отклонение администрацией г.Тамбова (в постановлении N 10304 от 27.11.2014) предложений предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, является необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Новых доводов и доказательств, которые не были рассмотрены при слушании дела в суде первой инстанции администрацией не заявлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление администрации города Тамбова N 10304 от 27.11.2014 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161" является недействительным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2015 по делу N А64-7302/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7302/2014
Истец: Ефремова Г. П., Парфёнова Т. В., Порошина А. Ю., Фирсов А. Н.
Ответчик: Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова