г. Киров |
|
11 октября 2007 г. |
Дело N А31-1973/2007-14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой,
судей А.В.Караваевой, Г.Г.Буториной
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.08.2007 г. по делу N А31-1973/2007, принятое судьей Паниной С.Л.
по заявлению ОАО "Русский хлеб"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области
о понуждении к выдаче разрешения и признании недействительным расчета
при участии представителей сторон:
от ОАО "Русский хлеб": Маков Н.Н.- по доверенности от 18.10.2007 г. (л.д.26), Тупицын В.О.- по доверенности от 18.10.2007 г. (л.д.25),
установил:
ОАО "Русский хлеб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области (далее - Управление, Ростехнадзор, ответчик) о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи ОАО "Русский хлеб" разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 г., действия по выдаче расчета сверхлимитных платежей и возложении на Ростехнадзор обязанности выдать разрешение на размещение отходов производства и потребления на 2007 г.
Решением суда первой инстанции от 01.08.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению апеллянта, деятельность Общества по обращению с опасными отходами, подлежит лицензированию.
ОАО "Русский хлеб" находит решение суда законным и обоснованным.
Заявитель жалобы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Русский хлеб" является юридическим лицом, выпускающим хлебобулочную и кондитерскую продукцию. Как природопользователь, Общество осуществляет плату за загрязнение окружающей среды.
19.05.2004 г. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Костромской области приказом N 19 утвердило для ОАО "Русский хлеб" проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании проекта заявитель ежегодно представлял в Ростехнадзор заявки на установление лимитов на размещение отходов производства, на которые до 2007 г. получал разрешения при наличии определенного пакета документов, не предполагающего наличие в нем лицензии на соответствующий вид деятельности.
16.01.2007 г. Общество направило ответчику заявку на 2007 год (л.д.7) К заявке приложены следующие документы:
- сообщение о выполнении плана природоохранных мероприятий;
- перечень видов отходов с указанием об их наличии;
- перечень и количество размещаемых отходов на 2007 г.;
- технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за период с 01.01.2006 г. по 01.01.2007 г.
15.02.2007 г. письмом Ростехнадзор предложил Обществу дополнить пакет документов копией лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предприятием, осуществляющим указанный вид деятельности (л.д.14).
14.02.2007 г. Ростехнадзор выставил ОАО "Русский хлеб" к оплате расчет сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (отходы).
19.04.2007 г. и 28.04.2007 г. Общество направило Ростехнадзору две претензии с предложением осуществить выдачу разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 г.(л.д.15-16).
02.05.2007 г. Ростехнадзор повторно предложил Обществу получить лицензию и указал на то, что при ее отсутствии лимиты на размещение отходов производства оформляться не будут (л.д.17-18).
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность Общества, в процессе которой образуются опасные отходы, лицензированию не подлежит, требование Ростехнадзора к заявителю представить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является необоснованным, а бездействие Ростехнадзора, выразившееся в уклонении от выдачи Обществу разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 г. - незаконным. Законность действий по расчету сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду Ростехнадзором не доказана.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, заслушав представителей ОАО "Русский хлеб", арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи закона).
В целях реализации статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 г. N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется. В этом случае индивидуальные предприниматели и юридические лица для утверждения лимитов на размещение отходов представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации документы в порядке, установленном настоящими Правилами.
Сторонами не отрицается, что в 2004 г. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Костромской области утвердило для ОАО "Русский хлеб" проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на основании заявки ОАО "Русский хлеб" ответчик ежегодно устанавливал ему лимиты на размещение отходов производства.
Согласно Приказу N 199 от 07.12.2006 г. Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области "О порядке выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, установление лимитов на размещение отходов в 2007 году" установление лимитов на размещение отходов осуществляется на основании проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000, на основании заявок. Образец заявки и перечень документов, приложение которых необходимо для установления лимитов, указан в приложении N 6 Приказа:
К заявлению прилагается:
- информация об отходах в виде таблицы 1.18 "Перечень и количество размещаемых отходов" из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на бумажном носителе и в электронном виде (приложение N 7);
- технический отчет (Приказ МПР от 11.03.2002 N 115);
- копии документов, подтверждающих движение отходов (передачу, утилизацию, обезвреживание, захоронение);
- статистический отчет по форме 2ТП-отходы (до 30 января) представляют предприятия, имеющие проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (В электронном виде) (приложение N 8).
Требование Ростехнадзора о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию основано на подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 09.08.2001 г. N 128-ФЗ, из которого следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Статьей 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ также устанавливается, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Русский хлеб" осуществляет деятельность по производству хлебобулочной и кондитерской продукции.
Из материалов дела не усматривается, что Общество занимается сбором, транспортировкой, использованием и утилизацией отходов.
Как следует из материалов дела и заявителем не отрицается, в процессе деятельности Общества образуются опасные отходы (в т.ч. люминесцентные лампы, приборы с ртутным заполнением, некондиционная ртуть, дуговые ртутные лампы, электролит кислотный отработанный, аккумуляторные батареи отработанные с не слитым электролитом, стеклобой от разбитых люминесцентных ламп).
Однако, люминесцентные и ртутные лампы, отработанный кислотный электролит, а также твердые отходы, образующиеся в результате производственной деятельности Общества, вывозятся и утилизируются на основании договора N 148 от 23.05.2005 г. (в редакции дополнительного соглашения к нему от 21.11.2006 г.), заключенного с ООО фирмой "Дельта" и на основании договора подряда N 393/3 от 12.10.2006 г., заключенного с филиалом Российской общественной организацией инвалидов войн военных конфликтов "Экрон-САХ" (л.д.32-41). Срок действия названных договоров не истек. Названные юридические лица имеют лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Накопление и хранение отходов Обществом производится временно на промплощадке до их вывоза на объект размещения отходов, в соответствии с согласованным графиком и вышеназванными договорами, что подтверждается материалами дела и Обществом по существу не отрицается.
Понятие временного накопления отходов на промплощадке раскрывается во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов в РФ 15.07.1994 г. (далее - Временные правила). Так, согласно Временным правилам временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Является временной мерой, предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
Из пункта 4 государственной экологической экспертизы по материалам экологического обоснования деятельности ОАО "Русский хлеб" по обращению с отходами, утвержденной приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Костромской области от 19.05.2004 г. N 919 следует, что отходы производства и потребления в периоды их накопления до вывоза на объекты конечного размещения и специализированные предприятия подлежат временному размещению и хранению на территории предприятия.
Более того, согласно ГОСТу 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001), введенному в действие с 01.07.2002 г. постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 607-ст, лицензии выдаются на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п) (п.4.6).
ОАО "Русский хлеб" представленными доказательствами подтверждено, что хранение Обществом опасных отходов на промплощадке является временным. Деятельностью по транспортировке, использованию и утилизации отходов Общество не занимается. Доказательства, свидетельствующие об обратном, апеллянтом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, Обществу для вывоза и утилизации отходов на основании договора от 23.05.2005 г. N 148 от 23.05.2005 г. (в редакции дополнительного соглашения к нему от 21.11.2006 г.), заключенного с ООО фирмой "Дельта" и на основании договора подряда от 12.10.2006 г. N 393/3, заключенного с филиалом Российской общественной организацией инвалидов войн военных конфликтов "Экрон-САХ" не требуется соответствующая лицензия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность Общества, в процессе которой образуются опасные отходы, лицензированию не подлежит, требование Ростехнадзора к заявителю представить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является необоснованным, а бездействие Ростехнадзора, выразившееся в уклонении от выдачи Обществу разрешения на размещение отходов производства и потребления на 2007 г.-незаконным. Соответственно, расчет сверхлимитных платежей за негативное воздействие на окружающую среду произведен Ростехнадзором без достаточного на то основания.
На основании изложенного, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Решение суда первой инстанции от 01.08.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 01.08.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1973/2007
Истец: ОАО "Русский хлеб", ОАО "ТД "Русский хлеб"
Ответчик: Верхне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области