г.Киров |
|
09 октября 2007 г. |
Дело N А29-3494/07А |
(Дата вынесения резолютивной части постановления).
12 октября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Немчаниновой М.В.,
судей: Лобановой Л.Н., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Немчаниновой М.В.
Рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г.Усинску
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2007 г. по делу N А29-3494/07А, принятое судьей Протащуком В.Г. по заявлению
ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн"
к Инспекции ФНС России по г.Усинску
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Анаркулова Е.Р. по доверенности от 05.10.07г.,
от ответчика - Кекляк В.П. по доверенности от 03.09.07г., Абрамова О.Г. по доверенности от 28.05.07г., Ионайтене Л.Г. по доверенности от 09.03.06г.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции ФНС России по г.Усинску о признании недействительным решения N 11-08/5 от 16.04.2007 г. в части доначисления налога на имущество за 2004 г. в размере 646 992 руб., пени по налогу в размере 182 709 руб. 63 коп. и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 129 598 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2007 года требования Общества удовлетворены. Решение Инспекции ФНС России по г.Усинску N 11-08/5 от 16.04.2007 г. в оспариваемой части признано судом недействительным.
Инспекция ФНС России по г.Усинску не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. По мнению заявителя жалобы, Арбитражный суд Республики Коми сделал необоснованный вывод о правомерности учета нефтяных скважин N 702 и N 703 на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" после фактического окончания строительных работ и ввода скважин в эксплуатацию, указав, что до окончания процедуры государственной регистрации права собственности перевод указанных объектов на счет 01 "Основные средства" является правом, а не обязанностью Общества. Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что построенные скважины отвечали на момент ввода в эксплуатацию всем признакам, предъявляемым законодательством о бухгалтерском учете к основным средствам, в связи с чем, подлежали включению в их состав, независимо от даты государственной регистрации права собственности на них. Также заявитель жалобы выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения налогового органа от 16.04.07г. на основании нарушения требований п.8 ст.101 НК РФ, Инспекция считает, что совершение правонарушения в результате занижения налоговой базы по налогу на имущество отражено в п.2.8.1 акта. В связи с этим, заявитель жалобы просит отменить решение суда от 25.07.07г. и принять по делу новый судебный акт - отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "Тиман-Печора Эксплорейшн" в отзыве на апелляционную жалобу против доводов апелляционной жалобы возразило, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, пояснило, что постановка на учет в качестве основных средств возможна только на основании документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, процесс оформления которых является длительным и связан с получением документов на право пользования земельными участками, на которых расположены нефтяные скважины N 702 и N 703. До момента государственной регистрации построенные скважины учитываются на 08 счете.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ЗАО "Тиман-Печора Эксплорейшн" зарегистрировано в ИФНС по г.Усинску 31.07.03г., в проверяемом периоде осуществляло строительство, модернизацию, ремонт нефтяных скважин, добычу нефти и газа, разведку, добычу, сбор, переработку и транспортировку углеводородов, имело соответствующие лицензии.
ИФНС России по г.Усинску провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за период с 31.07.2003 г. по 31.01.2006 г. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 23.03.07г.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений предприятия начальником ИФНС России по г.Усинску вынесено решение N 11-08/5 от 16.04.07г. о привлечении ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС в виде штрафа в размере 200 руб. и по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде штрафа в размере 129 398 руб. 40 коп. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налоги и пени, в том числе, налог на имущество за 2004 год в размере 646 992 руб. и соответствующие ему пени в размере 182 709 руб. 63 коп.
ЗАО "Тиман-Печора Эксплорейшн" не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на имущество, пени и штрафных санкций по п.1 ст.122 НК РФ, обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался положениями пунктом 7 статьи 3, статей 374, 101 НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), пунктом 52 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" от 13.10.03г. N 91н, и пришел к выводу о правомерности не включения Обществом стоимости скважин N 702, 703 в налоговую базу по налогу на имущество в 2004 году, поскольку отражение эксплуатируемых скважин на счете 08 "Внеоборотные активы" не противоречит установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу п.2 ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на балансе организации учитывается имущество, являющееся собственностью организации.
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. При этом оценка имущества, произведенного в самой организации, - определяется по стоимости его изготовления (ст.11 Закона "О бухгалтерском учет").
Порядок принятия на баланс организаций объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, от 13.10.2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", а также от 31.10.2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
В соответствии с названными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства".
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное соблюдение предусмотренных в этой норме условий, в частности:
- использование имущества в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование имущества в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- отсутствие намерения в последующем перепродать данные активы;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В пункте 5 вышеназванного Положения определено, что к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В соответствии с пунктом 22 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств основные средства", утвержденных приказом МФ РФ от 13.10.2003 г. N 91н основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; в иных случаях.
Первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств (п.26 Методических указаний, утвержденных приказом МФ РФ от 13.10.2003 г. N 91н).
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что в 2004 году ЗАО "Тиман-Печора Эксплорейшн" закончило строительство двух нефтяных скважин N 702 и N 703 на Восточно-Возейском месторождении. Фактическая стоимость скважины N 702 составила 68 804 449 руб. 37 коп., фактическая стоимость скважины N 703 составила 58 633 439 руб. 52 коп. (т.1 л.д.111-116).
В отношении указанных скважин в 2000-20002гг. были проведены поисково-разведочное бурение и пробная эксплуатация, построенные в 2004 году спорные скважины являются эксплуатационными, их испытание произведено с 14.07.04г. по 01.10.04г. (скважина N 702) и с 27.09.04г. по 15.10.04г. (скважина N 703). По своим характеристикам скважины N 702 и N 703 являются эксплуатационными (т.2 л.д.30). Согласно Актам приема законченных строительством скважин N 702 и N 703 введены Обществом в эксплуатацию соответственно с 01.10.04г. и с 15.10.04г. В 2004 году скважины эксплуатировались, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами, товарными балансами и эксплуатационными рапортами, всего из скважин N 702 и N 703 было добыто в октябре-декабре 2004 года 14 062 тонн нефти.
В бухгалтерском учете Общества скважины числятся согласно оборотно-сальдовой ведомости на счете 08 (т.2 л.д.20-21).
Право собственности на указанные объекты не было зарегистрировано предприятием в 2004 году в связи с длительностью процесса оформления права пользования на земельные участки, необходимостью перевода их из категории "земли лесного фонда" в категорию "иные земли", что подтверждается представленными в дело письмами предприятия и ответами Агентства лесного хозяйства Республики Коми, что позволило получить разрешение на строительство N 11-10/07 от 12.01.07г. и разрешение на ввод в эксплуатацию N 11-19/07 от 09.03.07г., после получения которых право собственности было зарегистрировано 11.08.07г.
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Вместе с тем срок подачи документов на государственную регистрацию соответствующих прав на объекты недвижимости после совершения сделки или создания объекта недвижимости гражданским законодательством не установлен, однако на основании статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация всегда является обязательной. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. При этом право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (п.1 ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ).
Положение пункта 2 статьи 374 НК РФ не ставит признание организации налогоплательщиком налога на имущество в зависимость от факта государственной регистрации права на данное имущество и отсылает к наличию имущества в бухгалтерском учете предприятия в качестве основного средства.
Из содержания вышеприведенных норм, регламентирующих порядок бухгалтерского учета основных средств, следует, что законодательство о бухгалтерском учете также как и Налоговый кодекс РФ не связывают постановку объекта, построенного собственными силами, на учет как основного средства с государственной регистрацией вещного права на этот объект. Для принятия такого объекта на учет в качестве основного средства требуется соблюдение условий, перечисленных в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, и наличие акта (накладной) приемки-передачи основных средств.
В рассматриваемом случае построенные скважины отвечают всем требованиям для признания их основными средствами на основании пункта 4 ПБУ 6/01, поскольку строительные работы завершены, первоначальная стоимость определена, объекты введены в эксплуатацию на основании Актов и на них фактически ведется хозяйственная деятельность, объекты используются в течение длительного периода времени и приносят экономическую выгоду, поэтому стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию должна быть учтена при определении налоговой базы по налогу на имущество.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.12.2004 г. N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что, по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.
Таким образом, вопрос о включении имущества в объект налогообложения по налогу на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не может служить основанием для освобождения от налогообложения, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, с момента начала использования в основной деятельности объекта, завершенного строительством и принятого по акту в эксплуатацию, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Суд апелляционной инстанции считает, что отражение спорного имущества на конкретных счетах бухгалтерского учета (01 "Основные средства" и 08 "Вложения во внеоборотные активы") в рассматриваемой ситуации не влияет на определение объекта налогообложения. Кроме того, в соответствии с "Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций", утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н оба счета 01 и 08 указаны в разделе 1 "Внеоборотные активы", счета которого предназначены для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суд Республики Коми о том, что Общество имело право не уплачивать налог на имущество до фактической регистрации права собственности на нефтяные скважины, следует признать ошибочным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности начисления Инспекцией Обществу налога на имущество за 2004 г. в размере 646 992 руб., пени в соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога в размере 182 709 руб. 63 коп., а также привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде штрафа в размере 129 398 руб. 40 коп. Следовательно, оснований для признания недействительным решения Инспекции ФНС России по г.Усинску N 11-08/5 от 16.04.07г. в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 25.07.07г. подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по г.Усинску подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб. Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции также относится на ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн", в связи с чем, она не подлежит взысканию с налогового органа в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ИФНС России по г.Усинску удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.07г. по делу N А29-3494/07А отменить.
Отказать ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС России по г.Усинску N 11-08/5 от 16.04.07г. в части доначисления налога на имущество в размере 646 992 руб., пени по налогу в размере 182 709 руб. 63 коп. и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на имущество за 2004 г. в размере 129 598 руб. 40 коп.
Взыскать с ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
М.В.Немчанинова |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3494/2007
Истец: ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Усинску