9 апреля 2007 г. |
А29-7606/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2007 года.
Постановление в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2007 года.
09 апреля 2007 г. Дело N А29-7606/2006-2э
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Губиной Л.В., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой С.Г.
в присутствии представителя истца Открытого акционерного общества "Жилкомсервис" - по доверенности Курдюкова Е.В.
рассмотрел апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Жилкомсервис"
на решение от 18.01.07. по делу N А29-7606/2006-2э Арбитражного суда Республики Коми
по иску Открытого акционерного общества "Жилкомсервис"
к Управлению физической культуры, спорта и туризма муниципального района "Усть-Вымский", Администрации муниципального района "Усть-Вымский район"
о взыскании задолженности в сумме 13 464 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Жилкомсервис" (далее - истец, заявитель, ОАО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению физической культуры, спорта и туризма муниципального района "Усть-Вымский" (далее - Управление физической культуры МР "Усть-Вымский"), Администрации муниципального района "Усть-Вымский район" (далее - Администрация МР "Усть-Вымский район") о взыскании задолженности по возмещению расходов по реализации мер социальной поддержки, предоставленных на оплату жилья и коммунальных услуг специалистам, в сумме 13 464 руб. 03 коп.
Заявленные требования обоснованы статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что 01.01.2005 г. ОАО "Жилкомсервис" заключил с Администрацией МР "Усть-Вымский район" договоры N 9 мсп-с, N 10 мсп-с, N 11 мсп-с, согласно которых истец принимает на себя обязанности по начислению на специалистов Администрации МР "Усть-Вымский район" оплаты за жилье и коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, а возмещение расходов ОАО "Жилкомсервис" производится Администрацией МР "Усть-Вымский район". Задолженность Управления физической культуры МР "Усть-Вымский" составляет 13 464 руб. 03 коп. по состоянию на 20.09.2006 г.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, в связи с частичным возмещением долга просил взыскать с Управления по физической культуре МР "Усть-Вымский", Администрации МР "Усть-Вымский район" 1 806 руб. 41 коп - убытки, возникшие в связи с неполным возмещением льгот специалистам учреждений физической культуры, спорта и туризма за период с 01.01.2006 г. по 31.08.2006 г.
Ответчики в отзывах на исковое заявление отклонили исковые требования в полном объеме, поскольку за коммунальные услуги к оплате предъявлялись счета с учетом НДС, однако компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная из средств местной казны, объектом налогообложения не является.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку денежные средства, выделяемые ОАО "Жилкомсервис" из бюджета, направлялись не на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению льгот по действующему законодательству, поэтому эти суммы не включаются в налоговую базу и ошибочно были оплачены Управлением физической культуры МР "Усть-Вымский". Сумма оплаченного Управлением физической культуры МР "Усть-Вымский" по счетам-фактурам НДС превышает задолженность ответчика, что свидетельствует о переплате бюджетных средств.
Не согласившись с решением суда от 18.01.2007 г., истец ОАО "Жилкомсервис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В жалобе заявитель указывает, что устанавливал цены на коммунальные услуги, оказываемые льготным категориям граждан, с учетом тарифов, которые являются предметом государственного регулирования. Поскольку тариф на услуги при реализации льготным категориям потребителей не меняется, налогооблагаемая база при исчислении НДС определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации как стоимость товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам). Поскольку денежные средства, перечисляемые Управлением, поступают на оплату услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, в данном случае выполняется требование пункта 2 части 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации по увеличению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Ответчик Администрация муниципального района "Усть-Вымский" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2007 г. законным и обоснованным. Денежные средства, получаемые истцом из местного бюджета, выделялись не на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров ( работ, услуг) реализуемых отдельным категориям граждан, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением отдельной категории граждан льгот по решению Совета МО "Усть-Вымский район". В связи с чем считает, что эти суммы не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы представитель истца поддержала заявленные требования.
Ответчики Администрация муниципального района "Усть-Вымский" и Управление физической культуры, спорта и туризма муниципального района "Усть-Вымский" явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.01.2007 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя истца, апелляционный суд полагает, что основания для отмены либо изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Жилкомсервис" (исполнитель) и Управлением физической культуры МР "Усть-Вымский" (плательщик) были заключены договоры N 9мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г., N 10 мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г., N 11 мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г. "О порядке возмещения расходов по реализации мер социальной поддержки, предоставленных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг специалистам" во исполнение Решения Совета МО "Усть-Вымский район" от 20.12.2004 г. N 15/3-48 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений МО "Усть-Вымский район", работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Действие договора продлено на 2006 г.
В соответствии с заключенными договорами Управление физической культуры МР "Усть-Вымский" возмещает ОАО "Жилкомсервис" в денежном выражении расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для специалистов муниципальных учреждений Управления физической культуры МР "Усть-Вымский".
На основании пункта 2.6. заключенного договора Управление физической культуры МР "Усть-Вымский" осуществляет возмещение предоставленных мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании выставленных счетов, путем перечисления на расчетный счет ОАО "Жилкомсервис" до 25 числа месяца следующего за расчетным периодом.
ОАО "Жилкомсервис" предоставляло в январе-августе 2006 года льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам физической культуры, спорта и туризма, проживающим в сельских населенных пунктах на территории Усть-Вымского района.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры на оказанные услуги ОАО "Жилкомсервис" N 143 от 31.01.2006 г., N 336 от 28.02.2006 г., N 408 от 31.03.2006 г., N 603 от 28.04.2006 г., N 777 от 31.05.2006 г., N 1071 от 30.06.2006 г., N 1281 от 31.07.2006 г., N 1438 от 31.08.2006 г. выставлены на сумму 28 294, 61 руб.
При этом истцом при расчете стоимости коммунальных услуг был включен налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Согласно расчета мер социальной поддержки, начисленных ОАО "Жилкомсервис" за период январь - август 2006 г., возмещенная Управлением физической культуры МР "Усть-Вымский" сумма составила 26 488 руб. 20 коп. (л.д. 95). В том числе НДС - 4 316 руб. 08 коп.
Невозмещенные расходы по предоставлению льгот, согласно расчета истца ОАО "Жилкомсервис", составляют денежную сумму в размере 1 806 руб. 41 коп.
Доказательства оплаты данных расходов в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Решением Совета МО "Усть-Вымский район" от 20.12.2004 г. N 15/3-148 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений МО "Усть-Вымский район", работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" специалистам муниципальных учреждений МО "Усть-Вымский район" (образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, следующие меры социальной поддержки:
а) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
б) 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Для реализации положений данного решения были заключены вышеуказанные договоры N 9мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г., N 10 мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г., N 11 мсп-с-2005 год от 01.01.2005 г.
В соответствии с условиями заключенных договоров, истцом предоставлялись льготы вышеуказанным работникам, а Управление физической культуры МР "Усть-Вымский" приняло на себя обязательства по возмещению данных расходов.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Следовательно, сумма бюджетных средств не включается в налоговую базу в целях исчисления НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
Учитывая, что Управление физической культуры МР "Усть-Вымский" не является покупателем товаров, в частности пользователем оказанных коммунальных услуг, и счета-фактуры выставляются для возмещения расходов, финансируемых из бюджета на предоставление льгот, то НДС не должен предъявляться к оплате.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правомерное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований как не основанных на требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства направлялись Управлением физической культуры МР "Усть-Вымский" ОАО "Жилкомсервис" в счет оплаты за потребленные гражданами жилищно-коммунальные услуги, а следовательно, производится начисление НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку возмещение средств, уплаченных в федеральный бюджет в виде налога, за счет дотаций или иных поступлений из бюджетов различных уровней действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, апелляционный суд считает, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 января 2007 года по делу N А29-7606/2006-2э оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ОАО "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7606/2006
Истец: ОАО "Жилкомсервис"
Ответчик: Администрация МО "Усть-Вымский район", Управление физической культуры, спорта и туризма МО "Усть-Вымский"