Омск |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А70-12179/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4866/2015) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2015 по делу N А70-12179/2014 (судья Вебер Л.Е.)
по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082)
к индивидуальному предпринимателю Малюгину Александру Александровичу (ОГРН 306720619500014, ИНН 721200148079)
о взыскании 100 000 рублей штрафа
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Астафьева Александра Михайловна по доверенности от 25.12.2014;
от ответчика: представитель он явился;
установил:
Департаментом лесного комплекса Тюменской области (истец, Департамент лесного комплекса) обратился с иском к индивидуальному предпринимателю Малюгину Александру Александровичу (ответчик, ИП Малюгин А.А.) о взыскании 100 000 рублей штрафа за нарушение условий договора аренды лесного участка в 2013 году.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2015 по делу N А70-12179/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано в полном объеме.
В обоснование решения суд первой инстанции исходил из того, что проект освоения лесов получен ИП Малюгиным А.А. только 29.11.2013, следовательно, лесовосстановительные работы могли быть проведены только в 2014 году, что и было сделано арендатором.
В апелляционной жалобе Департамент лесного комплекса с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение и взыскать штраф, указывая на то, что из договора аренды лесного участка арендатор знал какие мероприятия и в каком объеме он должен был проводить, в связи с чем, он имел возможность проводить противопожарные и лесовосстановительные мероприятия еще в 2013 году; проект освоения лесов был предоставлен ответчиком на экспертизу только в октябре 2013 года; отсутствие проекта освоения лесов не дает ответчику основания для не выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Малюгин А.А. просит оставить решение суда без изменения, поскольку он не имел право приступить к использованию лесов без разработки проекта их освоения; сроки проведения мероприятий установлены договором, но место их проведения конкретизировано только в проекте освоения лесов.
Рассмотрение дела осуществлено по средствам видеоконференц-связи, которую обеспечивал Арбитражный суд Тюменской области.
В заседании суда, проводимом в городе Тюмени, представитель Департамента лесного комплекса поддержал доводы апелляционной жалобы.
Надлежащим образом уведомленный ответчик в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, установил следующие обстоятельства. Между Департаментом лесного комплекса (арендодатель) и ИП Малюгиным А.А. (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка N 80/др от 12.11.2012. Договор прошел государственную регистрацию 16.01.2013, номер регистрации 72-72-04/078/2012-232.
В соответствии с условиями договора, истец на основании Протокола от 24.10.2012 N 5/2-ар-р о признании аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков несостоявшимся, принял на себя обязательства предоставить, а ИП Малюгин А.А. - принять во временное пользование (аренду) часть лесного участка с (условным) номером 72-72-04/033/2008-376, расположенного в Тюменской области, Вагайском районе, Вагайском лесничестве, Вагайском участковом лесничестве, в Ушаковском СП кварталы 342-346 площадью 1346 га (т.1 л.д.35-39).
Срок действия договора - до 23.10.2061 (пункт 20 договора).
Вышеуказанный лесной участок был передан истцом ответчику по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 12.11.2012 (л.д. 46).
Согласно пунктам 4 и 20 договора лесной участок передается для видов использования и в объемах согласно приложению N 3.
Пунктом 14 "б" договора предусмотрена обязанность арендатора уплачивать штраф за нарушение условий, предусмотренных подпунктами "е", "з" пункта 11 договора в размере 50 000 рублей по каждому пункту.
В соответствии с подпунктами "е" пункта 11 договора арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов. Подпунктом "з" предусмотрена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
В силу приложением N 6 к договору аренды лесного участка от 12.11.2012 N 80/др арендатор обязан выполнять следующие:
Организация постоянных агитвитрин - 1 шт. - ежегодно до 15 апреля;
Установка предупредительных аншлагов - 2 шт. - ежегодно до 15 апреля;
Организация мест отдыха - 1 шт. - ежегодно до 15 апреля;
Организация дозорно-сторожевого поста - 1 шт.- ежегодно до 15 апреля;
Организация пунктов сосредоточения пожарного инвентаря - 1шт. - ежегодно до 15 апреля;
Устройство защитных минерализованных полос - 0,2 км.- ежегодно до 20 мая;
Уход за минерализованными полосами - 0,4 км. - ежегодно до 15 апреля;
Создание лесных культур - 3,7 га.- в сроки, установленные проектом лесовосстановления;
Естественное лесовосстановление - 26,4 га. - ежегодно до 1 октября;
Создание лесных культур (на лесосеках предстоящего периода) - 7,07 га. - до 1 июня;
Комбинированное лесовосстановление - 2,66 га.- в сроки, установленные проектом лесовосстановления;
Естественное лесовосстановление -31,27 га..- в сроки, установленные проектом лесовосстановления;
Агротехнический уход за лесными культурами - 7,4 га.(не покрытие лесом), 14,14 га. (на лесосеках) - до 15 октября.
В отчете ИП Малюгина А.А. об охране, защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2013 год отсутствуют сведения о выполнении указанных мероприятий.
Направленная ответчику претензия оставлена без удовлетворения, штраф ответчиком не оплачен. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса и ИП Малюгиным А.А. 12.11.2012 заключен договор аренды лесного участка N 80/др. В соответствии с актом приема-передачи земельного участка Департамент лесного комплекса, как арендодатель, предоставил, а предприниматель, как арендатор, принял лесной участок площадью 1 346 га в Вагайском лесничестве кварталы N N 342-346.
Таким образом, между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (аренда), а также Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
При этом, как было выше сказано, пунктом 11 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять мероприятия противопожарного обустройства лесов и санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами.
В соответствии с требованиями статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 14 договора предусмотрено, что за нарушение вышеназванных требований пункта 11 договора аренды арендатор несет гражданско-правовую ответственность в виде штрафа в размере 50 000 руб. за каждый пункт.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявленные в настоящем случае требования Департамента лесного комплекса взыскании с ИП Малюгина А.А. предусмотренного указанным выше пунктом договора штрафа в размере 100 000 руб. (по 50 000 рублей за каждый пункт) основаны на том, что в 2013 году вышеназванные мероприятия не были проведены.
Указанный факт ответчиком не оспаривается.
Однако, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод, изложенный в оспариваемом решении о том, что отсутствуют основания для привлечения ответчика к гражданской ответственности.
Как было изложено выше, Приложением N 6 к договору установлено, что часть мероприятий необходимо было выполнить до срока, определенного в этом же приложении, часть нарушений - в сроки, определенные проектом освоения лесов.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки проекта освоения лесов предусмотрен Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Согласно представленным в материалы дела документам, проект освоения лесов, разработанный Тюменским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" получил положительное заключение государственной экспертизы N 29/80/др/ЭПО от 05.11.2013 (л.д. 50-66) и получен Малюгиным А.А. 29.11.2013 (л.д. 97-110).
Однако, ни названные выше статьи 88-89 Лесного кодекса Российской Федерации, ни Порядок N 69, ни иные нормативные акты, ни заключенный между истцом и ответчиком договор не предусматривают сроков составления проекта освоения лесов.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции исходит из того, что вины ответчика в том, что проект освоения лесов не был разработан ранее, что лишило предпринимателя возможности проведения в 2013 году мероприятий, указанных в Приложении N 6 к договору в сроки, указанные в проекте освоения лесов, не имеется и ИП Малюгин А.А. не может быть привлечен за нарушение данных сроков к гражданской ответственности.
По мнению суда апелляционной инстанции у ИП Малюгина А.А. отсутствовала также возможность провести мероприятия противопожарного обустройства лесов и санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами и в сроки, установленные в договоре (15 апреля, 20 мая, 1 июня, 1 октября, 15 октября).
По мнению ответчика, он не мог использовать земельный участок до получения проекта освоения лесов. Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется.
Действительно, в силу пункта 10 "а" договора арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Однако, в соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Таким образом, законодатель отделяет понятие использование лесов от понятия их охраны и защиты.
В силу части 3 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую на землях лесного фонда.
Следовательно, в соответствии с пунктом 10 "а" договора арендатор вправе приступить после государственной регистрации договора, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы только к осуществлению предпринимательской деятельности. Данный пункт не может ограничивать возможность проведения мероприятий по охране и защите лесов.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом ответчика о том, что он не имел возможности надлежащим образом провести мероприятия противопожарного обустройства лесов и санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами в сроки, установленные в договоре, так как договор не определял иные показатели, в том числе, место осуществления тех или иных мероприятий.
Согласно разделу 2 "Состав проекта освоения лесов" Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Так, например, раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами, тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса с тематической лесной картой; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами и их пространственное размещение, перечень используемой техники и оборудования и т.д..
Таким образом, именно проект освоение лесов является документов, в котором содержатся сведения, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных Приложением N 6 к договору, в том числе, пространственное размещение и перечень используемого оборудования. Отсутствие данного документа в течение 2013 года сделало невозможным осуществление указанных Департаментом лесного комплекса мероприятий.
Следовательно, суд первой инстанции сделал верный вывод, что в данном конкретном случае у истца отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа в размере 100 000 рублей, поскольку истец не доказал ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору аренды лесного участка за 2013 год, а также тот факт что у ответчика имелась возможность получить проект освоения лесов в более ранний период и приступить к его выполнению.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы сторон и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче Департамент лесного комплекса был освобожден в силу закона и не уплачивал государственную пошлину.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2015 по делу N А70-12179/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12179/2014
Истец: Департамент Лесного комплекса Тюменской области
Ответчик: ИП Малюгин Александр Александрович
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд