29 декабря 2007 г. |
Дело N А28-5004/07-136/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2007 г., постановление.
В окончательной форме изготовлено 29 декабря 2007 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей Л.В. Губиной, О.А. Гуреевой
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии представителей сторон
от истца: Ляпунова Ю.Н., доверенность от 10.01, Втюрина Е.Н., доверенность от 10.01.07г.
от ответчика: Алейникова О.В., доверенность N 01-17-487исх. От 01.03.07г.
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального образования город Киров в лице Администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области
от 06.11.2007 г. по делу N А28-5004/07-136/17,
принятое судом в составе судьи Е.Л. Пономарёвой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплотехник"
к муниципальному образованию город Киров в лице Администрации города Кирова
субъекту Российской Федерации Кировская область в лице Департамента финансов
О взыскании 207495 руб. 67 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплотехник" (далее - ООО "Теплотехник", истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Администрации города Кирова о возмещении экономически обоснованных затрат (выпадающих доходов), возникших в результате оказания услуг по поставке тепловой энергии в частные жилые дома города Кирова в размере 207495 руб. 67 коп. Убытки истца рассчитаны как разница сумм за услуги, исходя из тарифа, установленного для истца за оказываемые им услуги и тарифа, установленного для населения. Убытки взыскиваются истцом за период с ноября 2005 года по декабрь 2006 года.
Требования истца основаны на статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом в качестве надлежащего ответчика вместо администрации города определено муниципальное образование "город Киров" в лице Администрации города Кирова (далее - Администрация г. Кирова, ответчик, заявитель), в качестве второго ответчика привлечён субъект Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов (далее - Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Кировской области 207495 руб. 67 коп. убытков взыскано в пользу истца с муниципального образования "Город Киров" за счёт казны муниципального образования. При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что органы местного самоуправления при установлении тарифов для населения намного ниже региональных стандартов и предельных уровней не установили порядок и источники возмещения, тем самым допустив неправомерное бездействие.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Кирова обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Теплотехник" за счёт муниципального образования "Город Киров" в лице администрации г. Кирова.
Администрация города Кирова не согласна с обжалуемым решением и считает, что при вынесении решения допущено нарушение и неправильное применение норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы поясняет, что введённые на территории города Кирова на 2005, 2006 годы тарифы на тепловую энергию для организации, а также тарифы на теплоснабжение для населения являются следствием принятия решений органами государственной власти субъекта РФ Кировская область в сфере государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления полномочиями на государственное регулирование тарифов не наделены. Поэтому расходы, возникающие в связи с разницей в тарифах, также являются следствием принятия решений органами государственной власти субъекта и должны компенсироваться за счёт казны Кировской области.
Истец и Департамент финансов отзыва на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители истца с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласились, решение суда просили оставить в силе.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 06 ноября 2007 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплотехник" осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде по договорам на отпуск тепловой энергии потребителям физическим лицам.
Для ООО "Теплотехник" решением Правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 28.10.2005 г. N 37/6 установлен и введён в действие с 28 октября 2005 года тариф на тепловую энергию в размере 1596 руб. 40 коп. за 1 Гкал, действующий до 31.12.2006 г. (т. 1 л.д. 14).
Услуги по теплоснабжению населению истцом оказывались по тарифам, установленным органами местного самоуправления: распоряжением администрации города Кирова от 31.12.2004 г. N 7524 "О тарифах на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения" (т. 1 л.д. 89), распоряжением Главы администрации города Кирова от 29.12.2005 г. N 6772 "О тарифах на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения" (т. 1 л.д. 88), распоряжением Главы администрации города Кирова от 30.03.2006 г. N1196 "О тарифах на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения", решением Кировской Городской Думы N 55/66 от 31.05.2006 г. "О тарифах на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения"(т. 1 л.д. 87).
В обоснование суммы убытков истцом представлены расчёт убытков, представляющий разницу между стоимостью за оказанные услуги по теплоснабжению, исходя их тарифа, установленного для ООО "Теплотехник" и тарифа, установленного для населения, с указанием объема оказанных услуг исходя из норматива теплопотребления.
С требованиями о возмещении указанных убытков истец обратился в арбитражный суд.
В судебном заседании представители сторон не оспаривали того факта, что соответствующие услуги истцом оказывались и что в результате разницы в тарифах он не получил сумму, предъявленную к взысканию.
Представители сторон не оспаривали также того факта, что тарифы, установленные РЭК, а также органами местного самоуправления, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласен с позицией арбитражного суда первой инстанцией, определившего, что убытки, возникшие у ООО "Теплотехник" в результате разницы в тарифах подлежат возмещению за счет казны муниципального образования город Киров. Эта позиция основана на следующих выводах.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного Федерального закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями. Предмет регулирования Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определен статьей 1 и заключается в установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам.
Государственному регулированию при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса подвергается деятельность энергоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса по выработке и передаче тепловой энергии, продаже товаров, оказанию услуг.
Региональная энергетическая комиссия Кировской области, являясь органом исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования тарифов, в пределах полномочий, определенных пунктами 3.3 и 3.4 статьи 3 Положения о РЭК Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2004 N 23/255, осуществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.
Федеральными законами Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не регулируются правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги. Данные правоотношения в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в плату за коммунальные услуги кроме прочих включена плата за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В период оказания истцом услуг по теплоснабжению населению нормативным актом, регулирующим правоотношения в области установления цен (тарифов) на коммунальные услуги, являлись Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 (далее - Основы ценообразования), подпунктом "б" пункта 3 которых предусмотрено установление тарифов на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Пунктами 7 и 8 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, действовавшим в спорный период, было предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на коммунальные услуги в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89.
В силу пункта 2 Основ ценообразования регулирующими органами являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полномочия которых в области установления цен и тарифов определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для г. Кирова на 2005 год установлен постановлением Правительства Кировской области N 18/230 от 19.10.2004 г. в размере 30 руб. 27 коп. на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц.
Размер тарифов на оплату теплоснабжения для населения на 2006 год установлен в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 08.11.2005 г. N 47/258 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", которым установлен размер областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья по г. Кирову в сумме 33 руб. 60 коп.
В спорный период оплата услуг истца в адрес населения осуществлялась по тарифам, утверждённым для населения органами местного самоуправления.
Учитывая, что разница между тарифом, установленным для ООО "Теплотехник" и тарифами, применяемыми при расчетах с населением, согласно расчёту истца составляет 207495 руб. 67 коп., указанная разница является для истца убытками, за взысканием которых истец обратился в арбитражный суд.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для ООО "Теплотехник" тариф установлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке реализации полномочий в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" и постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2004 N 23/255 "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Кировской области".
Тарифы на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения для населения установлены на территории города Кирова нормативными актами органов местного самоуправления, которые изданы в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на 2005 год", постановлением Правительства Кировской области от 19.10.2004 N 18/230 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлением Правительства Кировской области от 08.11.2005 г. N47/258 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Тарифы для населения приняты на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат и нормативов потребления населением города Кирова коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Кировской области от 19.10.2004 N 18/230 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" региональным стандартом предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц по г.Кирову установлен в размере 30, 27 руб.
В соответствии с данным постановлением в целях совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг, а также для определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований области за счет средств областного бюджета, на 2005 год установлены региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям области (пункт 1.1), и региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах областного стандарта социальной нормы площади жилья и утвержденных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг в размере 22 % (пункт 1.3).
При этом установлено, что при определении размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований области за счет средств областного бюджета, расходы на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг рассчитываются исходя из региональных стандартов, предусмотренных пунктом 1 постановления (пункт 2).
Распоряжением Службы по ценовому регулированию Кировской области от 09.02.2006 г. N 9 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области на 2006 год" установлен предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год для г. Кирова в размере 118,5%.
В распоряжении Службы по ценовому регулированию Кировской области от 09.02.2006 г. N 9 предписано органам местного самоуправления устанавливать размер платы за коммунальные услуги в пределах установленных индексов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" N 392 от 30 июля 2004 г. предусмотрено, что органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жильё и коммунальные услуги.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г." предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установленных региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставления жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Правительство Кировской области в своих постановлениях N 18/230 от 19 октября 2004 г. "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г. (пункт 3), а также от 8 ноября 2005 г. N 47/258 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (т. 1 л.д. 84) указало, что органы местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.
Таким образом, как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Кировской области на органы местного самоуправления возложена обязанность определить порядок возмещения предприятиям разницы в соответствующих тарифах.
В городе Кирове такой порядок установлен не был.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из положений указанной нормы закона, условием удовлетворения требования о возмещении убытков является подтверждение бездействия органа местного самоуправления, размера понесенных убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и понесенными убытками, что имеет место в данном случае.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд с апелляционной жалобой, возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 06 ноября 2007 г. по делу N А28-5004/07-136/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования город Киров в лице Администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5004/2007
Истец: ООО "Теплотехник"
Ответчик: МО "Город Киров" в лице Администрации г. Кирова, Субъект Российской Федерации Кировская область в лице департамента финансов, Субъект РФ - "Кировская область" в лице департамента финансов
Третье лицо: Администрация г.Кирова