25 декабря 2007 г. |
Дело N А82-12904/2007-39 |
(Дата объявления резолютивной части).
28 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой,
судей Г.Г.Буториной, Л.Н.Лобановой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2007 г. по делу N А82-12904/2007-39, принятое судьей Красновой Т.Б.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Гранат"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии представителя ответчика: Чалова М.Л. - по доверенности от 01.11.2007 г.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранат" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) за нарушение законодательства, связанного с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и лицензированием отдельных видов деятельности.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2007 г. заявленное требование удовлетворено, Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.11.2007 г. и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Заявитель находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем на основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Обществом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с рассмотрением аналогичных дел 10 и 11 января 2008 года. Вторым арбитражным апелляционным судом в удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку в деле имеется достаточно доказательств для оценки обстоятельств дела, о чем вынесено протокольное определение.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Гранат" на основании лицензии N 019216, регистрационный номер АСС-76-21750 от 20.02.2007 г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек на территории РФ. Срок действия лицензии до 20.02.2012 г.
22.10.2007 г. начальником Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области на основании приказа ВрИО начальника Управления от 27.09.2007 г. N 649 проведена внеплановая проверка исполнения Обществом предписания УГАДН по Ярославской области от 18.09.2007 г. N 158 об устранении нарушений лицензионных требований и условий, выявленных и отраженных в акте проверки от 18.09.2007 г. N 328.
В ходе проверки установлены факты нарушения Объединением лицензионных требований и условий, а именно:
- отсутствует утвержденное в установленном порядке расписание движения междугороднего маршрута Ярославль-Рыбинск-Ярославль, что является нарушением пунктов 5.7.3, 5.7.4. Приказа Минтранса России от 09.03.1995 г. N 27, статьи 5 Закона Ярославской области от 04.12.2006 г. N 90-З;
- отсутствует утвержденный в установленном порядке паспорт междугороднего маршрута Ярославль-Рыбинск-Ярославль, что является нарушением пункта 5.7.2. Приказа Минтранса России от 09.03.1995 г. N 27, статьи 5 Закона Ярославской области от 04.12.2006 г. N 90-З; Приложений NN 3 и 4 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200;
- отсутствует договор с администрацией Ярославской области об осуществлении перевозок на маршруте регулярного междугороднего сообщения Ярославль-Рыбинск-Ярославль, что является нарушением статьи 5 Закона Ярославской области от 04.12.2006 г. N 90-З.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.10.2007 г. N 379. По выявленным нарушениям 22.10.2007 г. должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N66БЮ, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 202-204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области о привлечении ООО "Гранат" к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.е. за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя, заявленное требование, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности вменяемых Обществу нарушений, выразившихся в отсутствии утвержденных в установленном порядке расписания движения, паспорта маршрута и договора с администрацией Ярославской области об осуществлении перевозок на маршруте.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензионные условия и требования для вышеуказанной деятельности определены в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров".
Так, согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 Положения лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров являются наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьей 5 (пункт 3) Закона Ярославской области от 04.12.2006 г. N 90-з "Об организации транспортного обслуживания на маршрутах регулярного сообщения в Ярославской области" установлены полномочия органа исполнительной власти Ярославской области по организации транспортного обслуживания населения. Уполномоченный орган принимает решение об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных регулярных маршрутов в пригородном и междугородном сообщении; утверждает паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств на межмуниципальных регулярных маршрутах пригородного и междугородного сообщения; заключает с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении, контролирует соблюдение условий заключенных договоров; ведет реестр межмуниципальных регулярных маршрутов на территории Ярославской области и реестр договоров с перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки по указанным маршрутам.
Пунктом 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 предусмотрена обязанность юридических лиц и предпринимателей по составлению паспорта и схемы маршрута с указанием опасных мест.
Таким образом, выполнение указанных выше требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензионного вида деятельности - осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, является обязательным.
Как видно из материалов дела, при проведении повторной внеплановой проверки, Управлением установлен факт осуществления перевозок Обществом по маршруту Ярославль-Рыбинск-Ярославль при отсутствии утвержденных и согласованных в установленном порядке расписания движения автобусов, паспорта маршрута, а также при отсутствии договора с администрацией Ярославской области. Аналогичные нарушения выявлены заявителем и при проведении первой проверки 18.09.2007 г. Доказательств, подтверждающих наличие у Общества оформленных в установленном порядке документов, ответчиком не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Таким образом, Арбитражный суд Ярославской области пришел к правильному выводу об установлении факта регулярности перевозок, осуществляемых ответчиком.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на существующий договор аренды транспортного средства с экипажем от 01.08.2007 г. N 25К с ООО "РуссАвтоЛайн" судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку документально Обществом не доказана фактическая передача транспортных средств арендатору, акты приема-передачи отсутствуют, отрывной талон путевого листа, предназначенный, по мнению ответчика, заказчику, т.е. ООО "РуссАвтоЛайн", не заполнен (л.д. 19). Поскольку деятельность лицензиата связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при ее осуществлении субъект перевозочной деятельности обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Довод Общества о неприменении судом первой инстанции части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части обстоятельств, установленных постановлением мирового судьи Дзержинского района г. Ярославля от 12.11.2007 г., судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в материалах дела данное постановление отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Остальные доводы заявителя жалобы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и не имеющими правового значения для данного спора.
Нормы материально и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, решение суда первой инстанции от 19.11.2007 г. следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Уплаченная заявителем жалобы госпошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2007 г. по делу N А82-12904/2007-39 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат" без удовлетворения.
Обществу с ограниченной ответственностью "Гранат" выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по платежному поручению от 21.11.2007 г. N 190.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12904/2007
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области, Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Гранат"
Третье лицо: Рыбинский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области