г. Москва |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А40-206319/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-206319/2014, принятое судьей И.В. Корогодовым (139-1730),
по заявлению Религиозной организации "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" (ОГРН 1037739772674, 107140, Москва, 2-й Красносельский пер., д. 7. стр. 8)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Дмитриев К.П. по дов. от 08.12.2014; Чернега О.А. - Игумения, выписка из ЕГРЮЛ; |
от ответчика: |
Величко А.С. по дов. от 15.04.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Религиозная организация "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" (заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент), выразившегося в непринятии решения, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", по заявлению Религиозной организации "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" от 21.08.2014 о передаче в собственность имущества религиозного назначения, объектов культурного наследия религиозного значения "Алексеевский женский монастырь в Красном селе, XIX в., 1930-е гг.", находящихся в собственности г. Москвы:
- здание "Церковь Всех Святых, 1887-1891 г.г." по адресу: г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7, строение 8;
- здание "Богадельня (училище)" по адресу: г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 1;
- здание "Кельи" по адресу: г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 2, а также обязании Департамента в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о передаче в собственность Религиозной организации "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" объектов культурного наследия религиозного значения "Алексеевский женский монастырь в Красном селе, XIX в., 1930-е гг.", находящихся в собственности города Москвы.
Решением суда от 16.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из нарушения Департаментом требований ст. 7 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что к участию в деле не привлечен Департамент культурного наследия города Москвы, а заинтересованным лицом ведется работа по подготовке технической документации.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддерживает решение суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда полностью, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований к отмене судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом на основании материалов дела, 21.08.2014 Религиозная организация "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" в порядке ст. 6 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением (вх. N ДГИ-76978/14 от 21.08.2014) о передаче в собственность заявителя имущества религиозного назначения, объектов культурного наследия регионального значения "Алексеевский женский монастырь в Красном селе, XIX в., 1930-е гг.", находящиеся в собственности города Москвы:
- здание "Церковь Всех Святых, 1887-1891 г.г." по адресу: Москва. 2-й Красносельский переулок, дом 7, строение 8, "Церковь Всех Святых" была построена в 1887-1891 гг. по проекту архитектора А.Никифорова для совершения богослужений;
- здание "Богадельня (училище)" по адресу: Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 1, здание построено в 1891 году по проекту А. Никифорова для обучения религии и монашеской жизнедеятельности;
- здание "Кельи" по адресу: Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 2, здание построено в 1896-1897 гг. по проекту А. Никифорова для монашеской жизнедеятельности.
К заявлению прилагались все необходимые для передачи документы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи".
Департамент проинформировал заявителя (исх. N ДГИ-1-104638/14-1 от 17.09.2014), что в ходе рассмотрения заявления выявлены обстоятельства, требующие детальной проработки данного вопроса и, что о принятом решении будет сообщено дополнительно.
15.10.2014 Департамент направил заявителю информационное письмо (исх. N ДГИ-1-104638/14-3 от 15.10.2014) о том, что в результате детальной проработки вопроса выявлены разночтения в сведениях, установленных технической документацией БТИ, ЕГРП на недвижимое имущество, а также учтенных в имущественной казне Департамента площадей рассматриваемых объектов, а также в настоящее время Департаментом проводятся мероприятия по приведению в соответствие указанных данных.
Поскольку по истечении 30 дней Департамент городского имущества города Москвы не совершил юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права заявителя на приобретение имущества, Религиозная организация "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения с заявлением, суд обоснованно посчитал соблюденным.
Суд исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Полномочия Департамента на принятие решения по спорному вопросу следуют из ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", п. 4.2.26 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определен Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Нормами ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" установлены случаи, при наличии которых принимается решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" уполномоченному органу предоставлено право отказать в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа.
Как усматривается из переписки сторон и не опровергается заинтересованным лицом, основания для отказа в передаче религиозной организации имущества, указанные в ст. 8 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", в настоящем случае не установлены. Отказ в рассмотрении заявления в порядке ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" также не последовал.
Письмом Департамента от 30.10.2014 N ДГИ-1-104638/14-4 заявителю сообщено, что здание "Кельи" по адресу: Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 2 учтено в жилищном фонде города Москвы и по вопросу передачи в собственность этого здания надо обратиться в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Религиозная организация "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" исх. от 19.12.2014 N 193/14-10 обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой возвратить оригиналы проектов охранных обязательств по зданию "Кельи" по адресу: Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 5, строение 2.
Департамент возвратил оригиналы запрашиваемых документов (исх. N ДГИ-1-164887/14-1 от 21.01.2015), однако пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП "О реорганизации Департамента городского имущества города Москвы и государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, унитарных предприятий) города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы реорганизован путем присоединения к нему Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и решение о передаче в собственность заявителя объекта культурного наследия регионального назначения "Алексеевский женский монастырь в красном селе XIX в., 1930-е гг." здания "Кельи", расположенного по адресу: Москва, 2-й Красносельский пер, д. 5, стр. 2. будет принимать Департамент городского имущества города Москвы.
Таким образом, Департаментом не рассмотрено заявление Религиозной организации "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" в срок, установленный ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", решение, предусмотренное названной нормой, заинтересованным лицом не принято. Доказательства обратного суду не представлены.
При этом следует отметить, что все необходимые полномочия для принятия решения по заявлению Религиозной организации "Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" от 21.08.2014 в порядке ст.ст. 6-8 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" у Департамента, на момент обращения заявителя в арбитражный суд с обжалованием бездействия, имелись.
Данное обстоятельство, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, подтверждается постановлением Правительства Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП "О реорганизации Департамента городского имущества города Москвы и государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, унитарных предприятий) города Москвы".
Материалами дела подтверждается наличие условий и установленных Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" оснований, в связи с которыми возникает обязанность Департамента совершить действия по принятию решения.
Судом отклоняется довод апелляционной жалобы о принятии судебного акта, затрагивающего права Департамента культурного наследия города Москвы, как безосновательный.
Принятие решения по спорному вопросу не отнесено к компетенции Департамента культурного наследия города Москвы. Доказательства обратного заинтересованным лицом, вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не представлены.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на информирование заявителя о ведении работы по обращению не могут быть приняты судом, поскольку законом установлена обязанность заинтересованного лица принять решение в определенный срок.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-206319/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206319/2014
Истец: РО "Алексеевский ставропигальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви", РО Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ