город Москва |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А40-111373/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С., судей Савенкова О.В., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы,
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" марта 2015 г.
по делу N А40-111373/14, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по иску ЗАО "Туристские гостиничные комплексы "Измайлово"
(ОГРН 1027700216158)
к 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра"; 2)Правительству Москвы;
3) Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822),
4) Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при Управлении Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решений Комиссии о результатах определения кадастровой
стоимости при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Иваницкая Г.В по доверенности от 18.09.14;
Лосева Ю.В. по доверенности от 05.02.15;
от ответчиков: от 3) Пенькова А.Ю. по доверенности от 30.12.2014;
от иных лиц - не явились, извещены;
от третьих лиц: не явились, извещены;
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Туристические гостиничные комплексы "Измайлово" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением:
- о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве от 14.04.2014 г. N 51-255/2014,
- установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл. 71 равной его рыночной стоимости в размере 298 167 114 руб. 43 коп. на дату по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (на 01.01.2013),
- обязании ФГБУ ФКП "Росреестра" внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 в размере 298 167 114 руб. 43 коп. в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 в государственный кадастр недвижимости в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. При этом ссылается на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы также обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в иске. Ссылаются на то, что Правительство Москвы является ненадлежащим ответчиком. Полагают, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела, так как Комиссия не является юридическим лицом или госорганом. Ссылаются на то, что положения Закона об оценке не могут применяться в настоящем случае, а общество не может быть заказчиком оценки рыночной стоимости, поскольку является арендатором имущества.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители истца возражали против доводов жалобы, считают решение законным и обоснованным.
Дело рассмотрено без участия не явившихся ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Москвы, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268, 269 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав правовые позиции лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Туристические гостиничные комплексы "Измайлово" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 на основании договора аренды N М-03-508000 от 31.01.2007, заключенного между заявителем и ДГИ г. Москвы, согласно которому обществу на срок до 21.09.2009 предоставлены в аренду земельные участки площадью 10 643 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005001:44 и площадью 376 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005001:45 для эксплуатации автостоянки и части здания, расположенного на смежном земельном участке.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 в размере 559 134 583 руб. 21 коп. Ставка годовой арендной платы за указанный земельный участок составляет 1,5%.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, Заявитель обратился к экспертной организации с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке от 27.12.2013 г. N 080, действительная рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:44 составляет 298 167 114 руб. 43 коп. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость (на 01.01.2013).
В соответствии с экспертным заключением N 001/01/14 от 09.01.2014, выполненным НП СРО "Деловой союз оценщиков" отчет:
- соответствует требованиям Федеральным законом от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- соответствует Федеральным стандартам оценки;
- соответствует Своду стандартов оценки Российского общества оценщиков 2010;
- соответствует требованиям технического задания договора на оценку;
- выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признать обоснованными.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решением Комиссии от 14.04.2014 N 51-225/2014 заявление ЗАО Туристические гостиничные комплексы "Измайлово" отклонено.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости послужили:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с порядком оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 11.02.2014 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы (далее - Комиссия), созданную на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481. Заявитель просил пересмотреть установленную кадастровую стоимость земельного участка на основании установления в отношении указанного участка его рыночной стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости земельного участка заявитель обращается в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. При этом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются следующие документы (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действующей по состоянию на 16.06.2014, дату подачи истцом в Комиссию заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Земельного участка): (a) кадастровый паспорт; (b) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; (c) отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; и (d) положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы Комиссии.
Порядок создания и работы Комиссии, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок создания и работы Комиссии).
В соответствии с п. 20 Порядка создания и работы Комиссии в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Иных оснований для принятия Комиссией решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрено.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Как установлено ранее, к заявлению истцом было приложено положительное экспертное заключение N 001/01/14 от 09.01.2014, выполненное НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно действующему на момент принятия решения порядку работы комиссии, установленному Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013), в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Согласно п. 22 Порядка, документы, принимаемые комиссией, оформляются на бланке уполномоченного федерального органа по формам, установленным в Приложении N 1 к Порядку.
Указанным Приложением 1 установлены формы принимаемых Комиссией решений как для случаев оспаривания кадастровой стоимости по мотиву использования недостоверных сведений о земельном участке, так и для случаев оспаривания кадастровой стоимости при установлении в отношении участка рыночной стоимости.
Согласно форме решения, утвержденной Приложением 1 к Порядку работы Комиссии, после указания процента отклонения кадастровой стоимости от рыночной, Комиссия обязана оценить в решении на предмет соответствия оформления и (или) содержание отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартами оценки.
При этом Комиссия обязана указать, в чем выражается выявленное ею несоответствие.
Оспариваемое решение Комиссии не соответствует данным требованиям нормативного акта, поскольку в нем полностью отсутствует оценка представленных заявителем отчета и положительного экспертного заключения.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы Росреестра, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Комиссии незаконным.
Довод заявителей апелляционной жалобы о неправомерности принятия в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка Отчета об оценке его рыночной стоимости не соответствует положением законодательства об оценочной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность ее субъектов, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Субъекты оценочной деятельности устанавливают рыночную стоимость объектов оценки посредством подготовки соответствующих отчетов. Согласно ст. 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Доводы заявителей жалобы о том, что Правительство Москвы является ненадлежащим ответчиком и не наделено полномочиями в части внесения изменений в кадастр, подлежат отклонению, поскольку исковые требования в части обязания внесения изменений в госкадастр удовлетворены за счет второго ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", а оспаривание кадастровой стоимости участка правомерно заявлены к Правительству Москвы, так как основаниями внесения оспариваемой кадастровой стоимости было произведено вторым ответчиком на основании Постановления Правительства Москвы N 751-ПП.
Доводы о том, что заявителем избран ненадлежащий способ и защиты и, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло, юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
В связи с изложенными обстоятельствами основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст.110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "13" марта 2015 г. по делу N А40-111373/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
А.П. Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111373/2014
Истец: ЗАО "Туристские гостиничные комплексы "Измайлово"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве, Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"