Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2015 г. N Ф05-12674/15 настоящее постановление изменено
г.Москва |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А40-40307/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРАСТ Строй Инвест" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2015 по делу N А40-40307/2015 (2-253), принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ООО "ТРАСТ Строй Инвест" (ИНН 7706560543, ОГРН 1047796940663, 117420, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.41)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ИНН 7704221753, ОГРН 1037704036974, 119019, г.Москва, ул.Новый Арбат, д.11, корп.1)
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Молодык С.А. по дов. от 02.03.2015; |
от ответчика: |
Захаров М.Е. по дов. от 10.03.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАСТ Строй Инвест" (далее - ООО "ТРАСТ Строй Инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 10.02.2015 N 0601-7/2015 и N 0601-8/2015, принятых в связи с привлечением заявителя к административной ответственности по ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2014 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ТРАСТ Строй Инвест" события и состава вменяемого ему административного правонарушения, признав порядок, процедуру и срок привлечения указанного юридического лица к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ТРАСТ Строй Инвест" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны. Считает, что собранные административным органом доказательства не способны подтвердить в установленном законом порядке событие и составы вменяемых заявителю правонарушений. Настаивает на том, что является ненадлежащим субъектом вменяемых ему административных правонарушений, поскольку на заявителя законом не возложена обязанность по получению разрешительной документации.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал обжалуемое решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, изложил свою правую позицию по делу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и следует из материалов рассматриваемого дела, на основании поступившего обращения гр.на Жукова К.Е. Хамовнической межрайонной прокуратурой г.Москвы была проведена проверка на предмет соблюдения заявителем требований природоохранного законодательства при производстве земляных работ для прокладки инженерных коммуникаций на объекте "Реконструкция домовладения с новым строительством в составе: гостиница, СПА-салон, магазин, кафе, офисные помещения, подземная двухуровневая парковка" по адресу: г.Москва, р-н Хамовники, ул.Остоженка, вл.9/14.
По итогам проведенного проверочного мероприятия административным органом установлен факт незаконного уничтожения ООО "ТРАСТ Строй Инвест" зеленых насаждений при производстве земляных работ, при отсутствии у данного хозяйствующего субъекта разрешительной документации на их вырубку.
Характер и обстоятельства выявленного административного правонарушения отражены и зафиксированы в акте осмотра от 13.07.2013.
По результатам исследования материалов проведенной проверки должностное лицо Департамента пришло к выводу о нарушении требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды именно ООО "ТРАСТ Строй Инвест", что послужило основанием для принятия оспариваемых постановлений от 10.02.2015 N 0601-7/2015 и N 0601-8/2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, выслушав пояснения и аргументы представителей сторон, апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Вмененные ООО "ТРАСТ Строй Инвест" административные правонарушения согласно ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы заключаются в совершении виновным лицом действий по осуществлении пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку и незаконном уничтожении зеленых насаждений.
Согласно положениям ст.2 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон г.Москвы N 17) защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены.
В соответствии со ст.3 Закона г.Москвы N 17 вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
В силу положений п.8.1.3 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее - Правила) вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
В соответствии со ст.7 Закона г.Москвы N 17 юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения.
Как следует из системного толкования п.п. 8.7.1, 8.7.2, 8.7.3 и 8.7.4 Правил в случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вызываются телефонограммой.
В случае подтверждения аварийной или иной чрезвычайной ситуации при выезде на место представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составляет акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований. Факт вырубки зеленых насаждений удостоверяется актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, составленным и подписанным инспектором Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, с участием представителей балансодержателя территории, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации, с указанием объемов уничтоженных зеленых насаждений для дальнейшего оформления порубочного билета.
Отсутствие порубочного билета является основанием для привлечения заказчика, землепользователя и лиц, осуществивших вырубку, к административной ответственности.
Пересадка производится на основании разрешения на пересадку деревьев и кустарников, полученного в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Пересадка осуществляется в период пониженной физиологической активности растений в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы"
В свою очередь, разрешительная документации, оформленная в установленном законом порядке, на пересадку зеленых насаждений при производстве земляных работ для прокладки инженерных коммуникаций на объекте "Реконструкция домовладения с новым строительством в составе: гостиница, СПА-салон, магазин, кафе, офисные помещения, подземная двухуровневая парковка" по адресу: г.Москва, р-н Хамовники, ул.Остоженка, вл.9/14 у ООО "ТРАСТ Строй Инвест" отсутствовала.
Фактические обстоятельства нарушения данным хозяйствующим субъектом требований Закона г.Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений"; постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" нашли свое документальное подтверждение по результатам исследования и оценки апелляционной коллегией имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с нормами ч.1 - 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения ООО "ТРАСТ Строй Инвест" вмененных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы, установленным, а вину заявителя в их совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом доказаны юридически значимые обстоятельства наличия вины ООО "ТРАСТ Строй Инвест" в совершении вменяемых ему правонарушений. Доказательств того, что заявителем были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности по сохранению зеленых насаждений материалы рассматриваемого дела не содержат, подателем апелляционной жалобы они также не представлены.
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, подобные действия Учреждения, содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы.
Довод ООО "ТРАСТ Строй Инвест" о том, что указанное лицо нельзя рассматривать в качестве надлежащего субъекта вменяемых ему административных правонарушений рассмотрен апелляционной коллегией и признан несостоятельным по мотиву неправильной оценки заявителем фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также неправильного толкования и им норм материального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст.751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
При этом, ч.6 ст.52 ГрК РФ, установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия
В свою очередь материалами административных дел подтверждается факт уничтожение зеленых насаждений результате деятельности ООО "ТРАСТ СтройИнвест" при производстве земляных работ для прокладки инженерных коммуникаций на объекте "Реконструкция домовладения с новым строительством в составе: гостиница, СПА-салон, магазин, кафе, офисные помещения, подземная двухуровневая парковка" по адресу: г.Москва, р-н Хамовники, ул.Остоженка, вл.9/14.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд не усматривает нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Оспариваемые постановления оформлены уполномоченными должностными лицами Департамента с учетом соблюдения положений п.п. 1.1, 5.6.6 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП, ч.1 ст.16.5 КоАП г.Москвы, при наличии доказательств надлежащего извещения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте их составления.
С учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административные наказания назначены административным органом в пределах санкций, предусмотренной ст.ст. 4.23 и 4.19 КоАП г.Москвы с учетом таких критериев оценки как: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Учреждения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Срок привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюден и не пропущен.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оно является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для удовлетворения требований апелляционных жалоб заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не усматривается, поскольку приведенные в них доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих процессуальные последствия безусловной отмены обжалуемого судебного акта, коллегией арбитражного апелляционного суда не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2015 по делу N А40-40307/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40307/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2015 г. N Ф05-12674/15 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "ТРАСТ Строй Инвест"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей средв г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающй среды г. Москвы