г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А21-10314/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куличенко Л.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: Павлова С.В., представитель по доверенности от 10.04.2015, паспорт,
от 3-го лица: Володько Ю.В., представитель по доверенности от 28.04.2015, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10374/2015, 13АП-10377/2015) Межрайонной ИФНС России N 1 по Калининградской области и Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 по делу N А21-10314/2014 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению председателя ликвидационной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район"
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Калининградской области
3-е лицо: Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании незаконным решения от 26.09.2014 и обязании внести сведения
установил:
Председатель ликвидационной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район" (ОГРН 1053909003631, адрес местонахождения: 238530, Калининградская область, г.Зеленоградск, ул.Крымская, 5А) (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (ОГРН 1103925777779, адрес местонахождения: 236022, г.Калининград, ул.Мусоргского, д.10А) (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, МИФНС N 1 по Калининградской области) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 26.09.2014 и обязании принять решение о государственной ликвидации юридического лица.
Определением от 27.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Межрайонная инспекцию ФНС России N 10 по Калининградской области (далее - МИФНС N 10 по Калининградской области).
Решением от 18.03.2015 заявление председателя ликвидационной комиссии, в связи с отсутствием доказательств наличия задолженности перед налоговой инспекцией по налоговым обязательствам, удовлетворено в полном объеме.
С апелляционными жалобами на указанное решение обратились Межрайонная ИФНС России N 1 по Калининградской области и Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области, которые просят его отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование жалобы МИФНС N 1 по Калининградской области ссылается на отсутствие оснований для принятия решения о ликвидации Комитета и невозможность признать представленный Комитетом баланс ликвидационным, в связи с наличием у Комитета задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафами в сумме 1 566,8 тыс.руб. (НДС, транспортный налог, ЕСН), задолженности по налогу на доходу физических лиц в сумме 0,217 тыс.руб., а также в связи с доначислением Комитету к уплате суммы 3 982,9 тыс.руб. по земельному налогу, в том числе пеням и штрафам по результатам выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области жалобы Комитета, поданной в досудебном порядке, решением Инспекции N 1 от 26.09.2014 признано правомерным, жалоба Комитета оставлена без удовлетворения. По мнению подателя жалобы, порядок ликвидации, предусмотренный гражданским законодательством, Комитетом не соблюден.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области в своей апелляционной жалобе также ссылается на наличие у Комитета задолженности перед налоговой инспекцией, в связи с чем считает вывод суда первой инстанции о достоверности ликвидационного баланса Комитета неверным. Отказ МИФНС N 10 по Калининградской области от иска по транспортному налогу (дело N А21-10327/2014), не свидетельствует об отсутствии иной задолженности по транспортному налогу за иные периоды в сумме 7 621 руб., которая не была указана в исковом заявлении. Решением суда от 06.03.2015 по делу N А21-9107/2014 требования Комитета по обжалованию решения по выездной налоговой проверке были удовлетворены, решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области от 17.06.2014 N 12 о привлечении Комитета к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в полном объеме; оспариваемая сумма составляет 3 982 864,16 руб. Данное решение не вступило в законную силу, в связи с подачей Инспекцией апелляционной жалобы. Между тем, в случае отмены решения суда от 06.03.2015 по делу NА21-9107/2014 вышестоящей инстанцией и в случае исключения Комитета из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией, Инспекция N10 будет лишена права на взыскание 3 982 864,16 руб. в бюджет РФ.
Определением апелляционного суда от 08.06.2015 по ходатайству ответчика и третьего лица судебное разбирательство по делу было отложено до вступления в законную силу решения по делу N А21-9107/2014, проверка законности и обоснованности которого была назначена в апелляционном суде на 15.06.2015.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А1-9107/2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МИФНС N 1 по Калининградской области поддержала доводы своей апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить. Представитель МИФНС N 10 по Калининградской области согласился с позицией представителя Инспекции N 1 и поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район" зарегистрирован в качестве юридического лица 01.04.2005 и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы 10 по Калининградской области.
29.04.2014 постановлением Главы муниципального образования "Зеленоградский район" N 601 принято решение о ликвидации Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район".
04.06.2014 в журнале "Вестник государственной регистрации" (ч.1 N 22 (482) опубликовано объявление о том, что Комитет находится в стадии ликвидации и указан срок предъявления требований кредиторов (два месяца с момента опубликования данного сообщения).
09.06.2014 Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области обратилась к ликвидационной комиссии Комитета с заявлением о включении ее в реестр требований кредиторов с суммой требований - 1 549 403,95 руб., в том числе: основной долг- 555 059,47 руб., пени - 994 344, 48 руб.
Направление данного заявления в адрес ликвидационной комиссии, вопреки доводам жалоб, не влечет безусловного включения требования налоговой инспекции в реестр требований кредиторов Комитета с соответствующим отражением данной задолженности в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе Комитета, поскольку письмом от 02.07.2014 Комитет отклонил требование Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области и сообщил, что не имеет задолженности по налогам и сборам.
В такой ситуации налоговая инспекция, действуя в соответствии с положениями пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, была вправе до утверждения ликвидационного баланса Комитета обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В случае признания иска обоснованным, по решению суда требования налоговой инспекции могли быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Доказательств обращения с иском к ликвидационной комиссии Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области не представлены, ни в суд первой инстанции, ни апелляционному суду.
В этой связи, постановлением Главы муниципального образования "Зеленоградский район" N 1643 от 08.09.2014 был правомерно утвержден ликвидационный баланс Комитета в имеющейся редакции, который был представлен 19.09.2014 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Калининградской области вместе с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Между тем, Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области сообщила в адрес регистрирующего органа, что на 24.09.2014 Комитет имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 1566,9 тыс. руб. (НДС, транспортный налог, ЕСН), задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 0,217 тыс. руб., в связи с чем, представленный баланс нельзя признать ликвидационным. По результатам выездной налоговой проверки Комитету также доначислена к уплате сумма 3982,9 тыс. руб. по земельному налогу, в том числе пеням и штрафам.
На основании данного письма, 26.09.2014 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности Комитета, ссылаясь на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав, что ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, установил, что задолженность у Комитета перед кредиторами отсутствует, порядок ликвидации Комитета соответствует требованиям статей 61-64 Гражданского кодекса РФ, а представленные Комитетом на регистрацию документы - требованиям пункта 1 статьи 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем пришел к выводу о неправомерности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации ликвидации Комитета, обоснованно признав решение регистрирующего органа незаконным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку, получив отказ ликвидационной комиссии во включении требования в реестр требований кредиторов, налоговая инспекция не воспользовалась предоставленным ей пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса РФ правом на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением к ликвидационной комиссии.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Между тем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, также считаются погашенными.
Таким образом, Межрайонная ИФНС N 10 по Калининградской области утратила право на погашение своего требования в ходе процедуры ликвидации Комитета и право на то, чтобы ссылаться на неправомерность невключения ее требования в ликвидационный баланс Комитета.
Кроме того, налоговым органом не доказано также и наличие у Комитета задолженности перед бюджетом. Судом первой инстанции были исследованы документы, подтверждающие задолженность Комитета перед бюджетом и обстоятельства ее погашения в рамках дела N А21-10327/2014, в результате чего суд пришел к выводу о погашении задолженности по транспортному налогу и налогу на добавленную стоимость, а по результатам исследования документов, представленных налоговой инспекцией, в подтверждение наличия задолженности по единому социальному налогу и по налогу на доходы физических лиц, суд установил отсутствие данной задолженности, в том числе в связи с пропуском установленных сроков на принудительное взыскание.
Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что налоговым органом не представлены доказательства наличия задолженности на сумму 1 549 403,50 руб., указанную в письме Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области, в связи с чем, пришел к выводу, что утверждение заявителя об отсутствии задолженности в ликвидационном балансе соответствует действительности, недостоверности сведений в ликвидационном балансе не имеется.
Задолженность Комитета перед бюджетом РФ в размере 3 982 864,16 руб. также не нашла своего подтверждения. Постановлением апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А21-9107/2014 решение суда первой инстанции, которым было признано незаконным решение Межрайонной ИФНС N 10 по Калининградской области от 17.06.2014 N 12 о привлечении Комитета к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 по делу N А21-10314/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной ИФНС России N1 по Калининградской области и Межрайонной ИФНС России N10 по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10314/2014
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Зеленоградский район"
Ответчик: МИФНС N 1 по К/о
Третье лицо: МИ ФНС N10 по К/О