г. Саратов |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А57-516/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С. А., судей Антоновой О. И., Волковой Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вольск" Мисиной Е. В. по доверенности от 03.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 апреля 2015 года по делу N А57-516/2015 (судья Н. В. Павлова),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вольск" г.Вольск Саратовской области
к Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области г. Саратов
о взыскании задолженности по договору N 15 от 09.01.2013 на предоставление субсидии и в сумме 746 845 рублей 65 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 17 936 рублей 92 копейки,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вольск" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Вольск", истец) с иском к Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области (далее - Минстрой ЖКХ, ответчик) о взыскании задолженности по договору N 15 от 09.01.2013 на предоставление субсидии в сумме 746 845 рублей 65 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 17 936 рублей 92 копейки.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2015 по делу N А57-516/2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Минстрой ЖКХ обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы её заявитель указывает, что согласно условиям спорного договора Министерство предоставляло истцу субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на 2013 год, предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью. Взыскание с Министерства денежных средств сверх установленных лимитов не правомерно.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром теплоэнерго Вольск" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, участвующего в деле, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как установлено материалами дела, между ОАО "Вольсктеплоэнерго" (в ходе реорганизации преобразованное в ООО "Газпром теплоэнерго Вольск"), именуемое "Организация" и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, именуемое "Министерство", в рамках реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы (постановление Правительства Саратовской области N 96-п от 30.03.2010) был заключен Договор N 15 от 09.01.2013 на предоставлении субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по водоснабжению, водоотведению.
В соответствии с пунктом 1.2. договора министерство взяло на себя обязательство предоставления субсидии за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2013.
В соответствии с пунктом 2.1.3. договора ООО "Газпром теплоэнерго Вольск" обязалось предоставлять в Министерство заявку на предоставление субсидии: - ежемесячно (ежеквартально) до 5 числа, следующего за отчетным периодом (месяцем, кварталом), за декабрь (за 4 квартал) текущего финансового года - до 20 февраля следующего года.
Согласно пункту 3.3. договора субсидия перечисляется Министерством на основании заявок, подтверждающих объем оказанных услуг, в пределах установленных нормативов потребления, и выставленных счетов-фактур на расчетные счета получателей субсидии, открытые в кредитных организациях.
Согласно пункту 3.4. договора субсидия предоставляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на 2013 год, на указанные в пункте 1.1. договора цели.
Постановлением N 43/25 от 06.12.2012 г. Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, установлен двухставочный тариф на горячую воду для ОАО "Вольсктеплоэнерго", осуществляющему свою деятельность на территории МО "Город Вольск" в частности за период с 01.07.2013 на срок не менее, чем по 06.01.2014 на горячую воду, состоящую из компонентов:
- холодную воду: ставка платы за потребление с учетом НДС -28,60 руб. /куб. м и ставка платы за содержание с учетом НДС - 10965,01 руб. /куб. м;
- тепловую энергию: 1490,67 руб. /Гкал с учетом НДС.
Во исполнение обязательств, предусмотренных договором, за период с декабря 2013 года истец оказал услуги по горячему водоснабжению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных систем.
Вместе с тем, в нарушение условий договора N 15 от 09.01.2014 предоставленная, в соответствии с условиями п. 2.1.3 договора заявка на предоставление субсидии по ОАО "Вольсктеплоэнерго" за декабрь 2013 года в сумме 746 845 рублей 65 копеек Ответчиком к оплате принята не была.
ОАО "Вольсктеплоэнерго" обратилось с претензией N 1308 от 03.09.2014 в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с просьбой принять вышеуказанную заявку и оплатить ее.
Однако, требование истца об оплате ответчик оставил без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Принимая законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на представление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков (недоплаченных денежных средств).
В силу части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются недоплаченные денежные средства, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
Истец должен доказать вину, размер убытков и связь между противоправными действиями и причиненными убытками.
Вина ответчика заключается в его бездействии, а именно в не перечислении бюджетных средств получателю и не своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств в нарушении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Договор заключен с учетом требований пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30 марта 2010 года N 96-П, в соответствии с которым, субсидия предоставляется с целью возмещения затрат, связанных с поддержанием объектов инженерной инфраструктуры (сетей, сооружений, оборудования) в работоспособном состоянии, включенных регулирующим органами области при регулировании тарифов на очередной период регулирования в состав необходимой валовой выручки, в доле, приходящейся на объем отпуска коммунальных услуг (в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг), конечным потребителем которых является население.
Согласно пункту 2 названного Положения субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населению, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Таким образом, в соответствии с данным Положением представление указанных субсидий должно производиться из средств областного бюджета.
Как указывает ответчик в письменном отзыве на иск и в апелляционной жалобе, что от Истца поступил отчет-заявка за декабрь 2013 года на сумму 746 845 рублей 65 копеек. Однако с учетом положений Бюджетного Кодекса РФ отчет-заявка за декабрь 2013 года не принят к учету. Ответчик указывает, что о том, что документы на предоставление субсидии не могут быть приняты к учету в связи с отсутствием в 2013 году лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на цели предоставления субсидии, руководители предприятий-участников программы были извещены.
Однако доказательств извещения Ответчиком Истца об отсутствии лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных Министерству на цели предоставления субсидии до направления Истцом Ответчику отчета-заявки за декабрь 2013 года на сумму 746 845 рублей 65 копеек апеллянтом в материалы дела не представлено.
В соответствии с положениями п. 2.1.3 договора N 15 от 09.01.2013 истец обязан предоставлять в Министерство заявку на предоставление субсидии за декабрь текущего финансового года до 20 февраля следующего года.
Таким образом, не своевременное уведомление получателя субсидии привело к указанным выше убыткам, поскольку услуги населению Вольска по поставке горячей воды в декабре 2013 года уже были оказаны Истцом.
Подписав с Истцом Договор N 15 от 12.03.2014 на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по водоснабжению, водоотведению в рамках реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы (постановление Правительства Саратовской области N 96-п от 30.03.2010 года), Ответчик принял на себя обязательство по возмещению понесенных истцом затрат.
Нарушений данных условий договора со стороны ООО "Газпром теплоэнерго Вольск" не установлено.
Объемы затрат в рамках заключенного договора, минстроем ЖКХ не оспариваются.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, не своевременное уведомление получателя субсидии привело к образованию у Министерства строительства и ЖКХ перед ООО "Газпром теплоэнерго Вольск" задолженности в размере 746 845 рублей 65 копеек.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, I оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 2 указанного выше Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривая иски, предъявляемые согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Саратовская область как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе министерство финансов Саратовской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В соответствии с Законом Саратовской области от 06 декабря 2012 года N 204-ЗСО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главными распорядителями средств областного бюджета Саратовской области являются: министерства, в том числе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных норм действующего законодательства, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Саратовской области является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Газпром теплоэнерго Вольск", взыскав заявленную сумму убытков с надлежащего ответчика Министерства строительства и ЖКХ.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании судом первой инстанции субсидии с ответчика сверх установленного лимита, отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании материально - правовых норм и условий спорных договоров, заключенных между сторонами.
Как видно из условий договора N 15 от 09.01.2013, договором не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий полное использование предусмотренных областным бюджетом на 2013 и 2014 год бюджетных ассигнований, а также несвоевременное предоставление заявок на получение данных субсидий.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 апреля 2015 года по делу N А57-516/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-516/2015
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Вольск"
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области