Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2015 г. N Ф07-487/15 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А56-55260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: представитель Тюгай В.С. (доверенность от 19.01.2015)
от заинтересованных лиц: 1) представитель Цыденов С.П. (доверенность от 19.05.2015) - от КИО Санкт-Петербурга, 2, 3) не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10618/2015) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2015 по делу N А56-55260/2014 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению ОАО "Главное управление обустройства войск"
заинтересованные лица: 1) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, 2) Министерство обороны Российской Федерации, 3) Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в формировании земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - ОАО "ГУОВ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконным отказа от 09.07.2014 N 25285 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Пароходная, дом 17б, площадью 4 700 кв.м, и обязании Комитет по земельным ресурсам и землеустройству издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пароходная, дом 17б, площадью 4700 кв.м, на кадастровой карте (плане) территории согласно схеме земельного участка, подготовленной ЗАО "ЛИМБ".
К участию в деле заинтересованными лицами привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, Министерство) и Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обжаловал решение в апелляционном порядке. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционным судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Комитета по земельным ресурсам и землеустройству о процессуальном правопреемстве, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заменен на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Комитет представил в апелляционный суд пояснения по апелляционной жалобе. По мнению Комитета, отказывая в утверждении схемы расположения участка, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не нарушил ни одного правового акта, поскольку у заявителя отсутствует право на земельный участок площадью 0,47 га, отсутствует право на предоставление дополнительного участка, отсутствует право на требование утверждения схемы расположения участка 0,47 га у органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в пояснениях по апелляционной жалобе, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и письменных объяснениях, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Министерство, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 N 433 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление обустройства войск Дальневосточного округа" Министерства обороны Российской Федерации был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП с преобразованием последнего в ОАО "СУОВ ДВО". Согласно передаточному акту в состав приватизируемого имущества был включен земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пароходная, дом 17б, площадью 0,47 га, а также расположенное на нем нежилое здание - гараж на 5 машин, площадью 261,9 кв.м.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 N 433 земельный участок передан ОАО "СУОВ ДВО" по передаточному акту от 25.05.2009.
ОАО "СУОВ ДВО" прекратило свою деятельность путем присоединения к ОАО "ГУОВ". На основании договора о присоединении от 31.12.2013 и передаточного акта при присоединении от 31.12.2013 ОАО "ГУОВ" является правообладателем вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем здания. Право собственности ОАО "СУОВ ДВО" на здание было зарегистрировано в установленном порядке.
В целях постановки земельного участка на кадастровый учет общество обратилось в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Письмом от 09.07.2014 N 25285 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказал обществу в формировании земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Пароходная, дом 17б, площадью 4700 кв.м, и возвратил представленный комплект документов без исполнения. Отказ мотивирован необходимостью соблюдения при формировании земельного участка Порядка формирования и утверждения границ фактически используемых земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных для целей индивидуального жилищного, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества), установленного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка", в соответствии с заключением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Кроме того, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указал, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга было издано распоряжение от 06.09.2012 N5829-рк об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Пароходная, дом 17б. В соответствии с указанным распоряжением площадь участка, отведенная для эксплуатации расположенного на нем здания, составляет 321 кв.м.
Полагая данный отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество реализовало в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, резолютивная часть решения объявлена 24.02.2015).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции установлено, что в ходе кадастровых работ в отношении земельного участка, проведенных ЗАО "ЛИМБ" по заказу общества, уточнено местоположение такого земельного участка, подготовлена его схема.
Согласно распоряжению правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка" решения об утверждении границ земельных участков в случае, если площадь таких земельных участков по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно, принимаются Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
На основании пункта 3.49 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обладает полномочиями по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденным распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 13.03.2013 N 1200-рк, оговорен исчерпывающий перечень документов, требуемых от заявителя.
По причине того, что действующим законодательством для постановки земельного участка на кадастровый учет предусмотрено представление утвержденной схемы расположения земельного участка, общество обратилось с соответствующим заявлением в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Как установлено судом, спорный участок по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Пароходная, дом 17б, площадью 4 700 кв.м, перешел к обществу в порядке приватизации и последующей реорганизации правообладателей. На данном земельном участке расположено здание, принадлежащее заявителю.
При этом следует отметить, что в рамках настоящего дела не оспаривается право собственности общества на заявленный земельный участок, как правомерно указал суд, обращение общества "Главное управление обустройства войск" в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не связано с приобретением прав на участок, а касается утверждения и выдачи схемы его расположения.
Действующее законодательство не содержит требований к документам, необходимым для утверждения схемы расположения земельного участка при его постановке правообладателем на кадастровый учет.
Суд правомерно указал, что из содержания пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на этапе подготовки документов для формирования земельного участка действующее законодательство не устанавливает обязанности лица, обращающегося за выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направлять весь комплект правоустанавливающих документов в обоснование права собственности на него или доказательств необходимости предоставления испрашиваемой площади.
Кроме того, ссылка Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на необходимость формирования земельного участка в соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N31-рп, является необоснованной, поскольку в соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к этому распоряжению правительства настоящий Порядок применяется при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю.
Спорный земельный участок не относится к собственности города Санкт-Петербурга, а также к землям, право собственности на которые не разграничено.
При таких обстоятельствах приведенными подателем жалобы доводами не подтверждено наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. В силу изложенного следует признать, что обжалуемым отказом нарушены права и законные интересы общества в осуществлении им предпринимательской деятельности.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2015 года по делу N А56-55260/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке процессуального правопреемства заменить Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55260/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2015 г. N Ф07-487/15 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Главное управление обустройства войск"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре, Министерство обороны Российской Федерации, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга