г. Самара |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А49-1219/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2015 года в зале N 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-19" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2015 года
по делу N А49-1219/2015 (судья Новикова С.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), г. Пенза,
к открытому акционерному обществу "Жилье-19" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5837039429. ОГРН 1095837000236), г. Пенза,
о взыскании 861 617 руб. 95 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к открытому акционерному обществу "Жилье-19" по обслуживанию жилого фонда (далее ответчик), о взыскании суммы 861 617 руб. 95 коп., в том числе: 845 445 руб. 62 коп. - задолженность по договору холодного водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения N 26 от 09.01.2014 за период с августа по ноябрь 2014 г., 16 172 руб. 33 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2015 года по делу N А49-1219/2015 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2015 года по делу N А49-1219/2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон обусловлены заключенным между ними 09.01.2014 договором холодного водоснабжения и водоотведения N 26, с протоколом разногласий и согласования разногласий, по условиям которого ООО "Горводоканал" (ресурсоснабжающая организация) обязуется подавать ОАО "Жилье - 19 по ОЖФ" (исполнителю) через централизованные сети инженерно-технического обеспечения холодную питьевую воду и осуществлять отвод бытовых стоков для оказания исполнителем коммунальной услуги, а исполнитель обязуется оплачивать поставленный Ресурсоснабжающей организацией объем коммунального ресурса в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальной услуги.
Датой начала поставки коммунального ресурса считается 01 января 2014 года.
Согласно п. 6.4 и п. 6.5 договора N 26 от 09.01.2014 количество (объем) коммунального ресурса поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов коммунального ресурса, поставленного собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным ими непосредственно с Ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы фиксируются коллективным (общедомовым прибором учета). Объем водоотведения потребителей в многоквартирных домах, определяется как суммарное значение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды и/или объемов потребления, начисленных исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения.
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категории потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения, в случае установления надбавок к тарифам (ценам) стоимость коммунального ресурса рассчитывается с учетом таких надбавок (п.7.1).
Расчетным периодом является один календарный месяц, оплата производится Исполнителем до 15 числа месяца, следующего расчетным. В счет погашения по настоящему договору своей задолженности Ресурсоснабжающей организации по оплате коммунального ресурса, поставленного для предоставления коммунальной услуги Исполнитель уступает, а Ресурсоснабжающая организация принимает право требования Исполнителя к Потребителям сумм оплаты коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения за каждый расчетный месяц (в т.ч. будущие расчетные месяцы) по договорам предоставления коммунальных услуг, заключенным между Исполнителем и Потребителями. Право требования передается в части оплаты индивидуального потребления и коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в размере, не превышающем объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя, из установленных нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в каждом расчетном периоде (в т.ч. будущих периодов).
Конкретная сумма уступаемого Ресурсоснабжающей организации требования Исполнителя к каждому Потребителю в каждом расчетном периоде составляет сумму оплаты в данном расчетном периоде за коммунальную услугу водоснабжения и водоотведения, указанную в выставляемой Потребителю квитанции на оплату коммунальных услуг и Приложении N 6 к договору.
Право Исполнителя переходит к Ресурсоснабжающей организации в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, в том числе к Ресурсоснабжающей организации переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Обязательство Исполнителя в каждом расчетном периоде по оплате коммунального ресурса, поставленного для предоставления коммунальной услуги, прекращается на сумму осуществленной уступки требований к Потребителям по внесению платы за коммунальные услуги за соответствующие расчетные периоды (в том числе будущие периоды).
Объем коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, Исполнитель оплачивает путем перечисления денежных средств в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Обязательство исполнителя по оплате коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома в каждом будущем расчетном периоде, погашается путем уступки требований к потребителям по внесению платы за коммунальные услуги за соответствующие расчетные периоды.
Обязанность по уведомлению Потребителей о состоявшейся уступке права требования возлагается на Исполнителя.
Во исполнение принятых на себя обязательств, истец с августа по ноябрь 2014 года предоставил ответчику услуги предусмотренные договором и выставил к оплате соответствующие счета-фактуры N 31275 от 31.08.2014 на сумму 1 545 242 руб. 77 коп., N 34797 от 30.09.2014 на сумму 1 583 655 руб. 02 коп., N 39425 от 31.10.2014 на сумму 1 535 571 руб. 20 коп., N 42519 от 30.11.2014 на сумму 1 529 160 руб. 63 коп.
По расчету истца, общая стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению составила 6 193 629 руб. 62 коп.
Оплата поставленного коммунального ресурса ответчиком произведена путем осуществлённой уступки требований Потребителям по внесению платы за коммунальные услуги на сумму 5 348 184 руб., а именно: за август 2014 г. в сумме 1 242 046 руб. 72 коп., за сентябрь 2014 г. в сумме 1 399 524 руб. 47 коп., за октябрь 2014 г. в сумме 1 391 071 руб. 19 коп., за ноябрь 2014 г. в сумме 1 315 541 руб. 62 коп.
Неоплаченная часть потребленного в спорный период коммунального ресурса составляет 845 445 руб. 62 коп.
Указанная сумма составляет стоимость сверхнормативного объема потребления холодной воды, приходящегося на общедомовые нужды.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств и наличие задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 4 июля 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
В соответствии с п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Приведенное правовое регулирование непосредственно вытекает из положений части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).
Абзац семнадцатый пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Установив, что исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N 1 к договору N 26 холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2014 является ОАО "Жилье -19" по ОЖФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность оплачивать за свой счет сверхнормативный объем потребления холодной воды, приходящийся на общедомовые нужды возлагается на ответчика, что соответствует требованиям пункта 44 Правил N 354.
Обоснованность заявленных исковых требований и произведенных истцом расчетов на основании вышеуказанных нормативных актов, также подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205.
Установив, что факт оказания услуг подтвержден документально и ответчиком не оспаривается, объем и цена поставленной холодной воды определены истцом в порядке действующего нормативного регулирования в области водоснабжения, при этом правильность применения тарифов и использованные истцом в расчете данные ответчиком не оспорены, тогда как оплата услуг в полном объеме ответчиком не произведена, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса РФ суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Представленный истцом расчет проверен и признан верным.
Поскольку ответчик допустил просрочку в оплате оказанных услуг, суд первой инстанции применил ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренную статьей 395 ГК РФ
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы о неосновательном обогащении, в связи с чем основания для удовлетворения иска в части взыскания процентов у суда отсутствовали, отклоняются как несостоятельные.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2015 года по делу N А49-1219/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1219/2015
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ОАО "ЖИЛЬЕ-19" ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛОГО ФОНДА, ОАО "Жилье-19" по ОЖФ