г. Челябинск |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А07-26329/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Костина В.Ю. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2015 по делу N А07-26329/2014 (судья Искандаров У.С.).
В заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - Кобзев В.В. (доверенность N 3 от 12.01.2015).
15.12.2014 Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным предписания N 33-ГСК от 10.11.2014 об устранении нарушений в градостроительной деятельности.
Доводы и требовании, содержащиеся в предписании, не подтверждены материалами проверки, акт проверки по установленной форме не составлялся, распоряжение о проведении проверки руководителем Инспекции не выносилось и заявителю не вручалось, чем нарушены положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-фз (далее - Закон N 294-фз). Вынесенное при таких обстоятельствах предписание является незаконным (т.1 л.д. 26-30, 114-121).
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору возражал против заявленных требований, ссылался на установленные нарушения, законность своих действий, правопреемство с Инспекцией (т.1 л.д.35-36). Определением от 12.02.2015 суд признал надлежащим ответчиком Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет), в удовлетворении ходатайства Гусака Н.А. о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица отказано (т.1 л.д. 107-112, 122-123).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2015 заявленные требования удовлетворены, предписание признано незаконным.
Суд указал, что согласно действующих нормативных документов об Инспекции обязательными условиями для выдачи предписания являются вынесение распоряжения о проведении проверки, проведение проверочных действий, составление акта по установленной форме, которым устанавливаются нарушения. О проведении проверки не менее чем за три дня уведомляется проверяемое лицо.
В предписании должны содержать сведения о выявленных нарушениях законодательства о градостроительной деятельности, определены конкретные действия по их устранению.
Установлено, что приказ о проведении внеплановой проверки не выносился, Администрация о ее проведении не извещалась, проверка не проводилась, акт о нарушениях не составлялся, следовательно, нарушения, о которых указывается в предписании, не установлены. Ввиду грубых допущенных нарушений предписание признается незаконным (т.1 л.д.136-147).
24.04.2015 от Комитета поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и принятии нового судебного акта.
Решение суда первой инстанции является незаконным и принятым с нарушением норм материального права, сделаны неверные выводы о незаконности выданного предписания.
Положения Закона N 294-фз в данном случае не подлежат применению, т.к. данный закон не имеет отношения к органам местного самоуправления, они не являются хозяйствующими субъектами, но являются органами публичной власти и наделены властно - публичной компетенцией. Ограничения по проведению проверок в отношении их не применяются.
Положения о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства о градостроительной деятельности содержатся в Градостроительном Кодексе Российской Федерации (далее - Гр. К РФ) и в ст. 77 Закона N 131-фз, которые не предусматривают составления акта проверки для выдачи предписания (ч.3 ст.8.1 ГрК РФ) (т.2 л.д.7-11).
16.04.2015 поступила апелляционная жалоба от Гусака Н.А., который ссылается на нарушения градостроительного законодательства со стороны Администрации и обжалует отказ суда первой инстанции об отказе в его допуске к участию в деле в качестве третьего лица. Суд апелляционной инстанции прекратил производство по апелляционной жалобе, о чем вынес отдельное определение.
Администрация возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
Представитель Комитета и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Строительный трест N 3" в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В инспекцию поступила жалоба Гусака Н.А. на нарушение жилищных прав незаконным строительством на придомовой территории многоквартирного жилого дома (т.1 л.д.46-50).
В материалах дела имеется градостроительный план земельного участка (т.1 л.д.58-68), разрешение на строительство (т.1 л.д.69), положительное заключение негосударственной экспертизы (т.1 л.д.70-74), договор аренды земельного участка (т.1 л.д.75-77)
10.11.2014 Инспекцией направлено предписание N 33-ГСК, где в срок до 12.12.2014 предлагается отменить ранее вынесенное постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка, подготовить новый градостроительный план с учетом уточнений, приостановить действия разрешения на строительство (т.1 л.д. 31-32).
По утверждению подателя жалобы - Комитета суд первой инстанции неверно оценил фактические обстоятельства и представленные доказательства, сделав вывод о незаконности предписания. К отношениям между Администрацией и Комитетом положения Закона N 294-фз не применяются.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для выдачи предписания.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с Положением об Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан, она является республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление на территории Республики Башкортостан _ полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Одной из основных задач Инспекции является обеспечение сбалансированного и устойчивого развития территорий городов и иных поселений Республики Башкортостан посредством принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятий по государственному контролю за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности (п. 2.4 Положения), в целях реализации которой Инспекция в соответствии с п. 3.11 Положения выполняет функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за:
- соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
- соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Полномочия Инспекции закреплены в разделе 4 Положения, в силу которых она имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке от иных республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для реализации возложенных на Инспекцию задач.
- осуществлять проверки в случаях и порядке, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам проверки составлять акт по установленной форме, а в случаях обнаружения фактов нарушений обязательных требований выдавать на основании акта проверки предписание об устранении выявленных нарушений. В предписании должны быть указаны вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Задачи, функции и полномочия Инспекции, определенны в Административном регламенте Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан, утвержденным приказом Госстройнадзора РБ от 15.04.2010 г. N 13-од (далее - Административный регламент).
Согласно п.п. 6.1- 6.4, 7.1 - 7.5, 11 Регламента основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление обращений граждан или юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственной функции.
Регламентирован порядок проведения проверки:
- определяется дата проведения инспекционной проверки (исходя из фактической занятости непосредственных исполнителей государственной функции, но не позднее десяти рабочих дней от даты наступления юридического факта);
- издается приказ Начальника (заместителя Начальника) о проведении инспекционной проверки, в котором должны быть указаны следующие данные:
- наименование органа государственного контроля;
- фамилии, имена, отчества, должности уполномоченного должностного лица или должностных лиц Госстройнадзора РБ, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование органа местного самоуправления, а также подведомственных ему организаций, чья деятельность подлежит проверке;
- цели, задачи, предмет проверки, срок ее проведения;
- даты начала и окончания проведения проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
- перечень документов, представление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
О проведении проверки орган местного самоуправления уведомляется Госстройнадзором РБ не менее чем за три рабочих дня до начала внеплановой проверки посредством направления копии приказа о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом высшему должностному лицу муниципального образования (главе муниципального образования) (п. 11.1.4).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вышеуказанные мероприятия не проводились, нарушения градостроительного законодательства проверкой не установлены, Администрация о проведении проверки не извещалась, что является грубым нарушением проведения государственного контроля, а вынесенное предписание является незаконным.
Суд апелляционной инстанции принимает довод апелляционной жалобы о том, что отношения между государственным и муниципальным органом не должны регулироваться положениями Закона N 294-фз, но градостроительным законодательством установлен иной специальный порядок контроля, который также со стороны Инспекции грубо нарушен.
Вопросы, связанные с законностью застройки в связи с осуществлением органом местного самоуправления градостроительной деятельности в рамках данного дела не рассматриваются.
При таких обстоятельствах основания для переоценки выводов суда первой инстанции, отмене судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2015 по делу N А07-26329/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26329/2014
Истец: Администрация муниципального района Туймазинский район РБ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ, Инспекция государственного строительного надзора РБ
Третье лицо: Инспекция государственного строительного надзора, ООО "Строительный трест N3", Гусак Николай Александрович
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6475/15
05.08.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6475/15
06.07.2015 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5151/15
06.07.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5147/15
11.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-26329/14