г. Воронеж |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А14-9497/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440, 394018, г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 36):
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904 ИНН 3666057069):
от Администрации ГО г. Воронеж:
от ЗАО "Техника-Сервис": |
Садовая Е.Н., представитель по доверенности N 174и-д от 30.12.2014;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 по делу N А14-9497/2014 (судья Пименова Т.В.), по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440) г. Воронеж к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254 ИНН 3664062360) г. Воронеж о признании незаконным отказа от 23.04.2014 года N 01/034/2014-180 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, и обязании произвести его государственную регистрацию,
третьи лица: Администрация ГО г. Воронеж, ДИЗО ВО, ЗАО "Техника-Сервис",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУФА УГИ в Воронежской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган) от 23.04.2014 N 01/034/2014-180 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, и обязании произвести его государственную регистрацию.
К участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ЗАО "Техника-Сервис".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным, ТУФА УГИ в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что ТУФА УГИ в Воронежской области документы, указанные Постановлением Правительства РФ N 404, были представлены на государственную регистрацию права в полном объеме.
Кроме того, на момент подачи заявления в Управление Росреестра по Воронежской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали сведения о зарегистрированном праве собственности.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Воронежской области доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель и третьи лица не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания установлено следующее:
ТУФА УГИ в Воронежской области 04.03.2014 обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38.
Основанием для государственной регистрации права собственности заявлен пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации".
В качестве подтверждающих право собственности Российской Федерации документов на указанный земельный участок заявителем были приложены дубликат свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 года Администрацией Новоусманского района Воронежской области Государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (далее - ГУППЗ "Кировский") на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014 года, письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 года N21-11914-СХ, письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 года N12-107/14.
Уведомлением от 21.03.2014 года N 01/034/2014-180 Управление Росреестра по Воронежской области уведомило ТУ ФАУГИ в Воронежской области о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38.
Сообщением от 23.04.2014 N 01/034/2014-180 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУФА УГИ в Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным Законом для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, нарушающим права заявителя, ТУФА УГИ в Воронежской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области, пришел к выводу, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы противоречат предъявляемым к ним требованиям, не подтверждают фактическое нахождение спорного земельного участка в федеральной собственности, а их совокупность не позволяет достоверно идентифицировать заявленный к регистрации объект недвижимости. Каких-либо иных правоподтверждающих документов на участок с кадастровым номером 36:34:0310011:11 ТУФА УГИ в Воронежской области не представило, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:11.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию представителя Управления Росреестра по Воронежской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления ТУ ФАУГИ в Воронежской области, поданного в Управление Росреестра по Воронежской области, заявитель просил зарегистрировать право федеральной собственности на спорный земельный участок на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законодателем предусмотрены особенности.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В соответствии с Перечнем, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП (пункт 2 Перечня).
Из расписки от 05.03.2014 (л.д. 52-53, т. 2) (запись в книге учета N 180) следует, что заявителем были представлены заявление, доверенность на имя Тюриной Я.В., дубликат свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 Администрацией Новоусманского района Воронежской области Государственному унитарному предприятию племенной завод "Кировский" (далее - ГУППЗ "Кировский") на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Реестра Федерального имущества от 24.02.2014, письмо Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N21-11914-СХ, письмо филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 N12-107/14.
По мнению заявителя, представленный на регистрацию права Российской Федерации дубликат свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992 ГУППЗ "Кировский" на основании Постановления Администрации Новоусманского района Воронежской области от 16.12.1992 N 499 (л.д. 18-20, т. 1) является правоустанавливающим документом, законность которого в установленном порядке не оспорена.
Однако апелляционная коллегия приходит к выводу, что указанный документ не свидетельствует о праве собственности Российской Федерации на заявленный к регистрации земельный участок, который имеет другие характеристики (площадь, конфигурацию), чем земельный участок, предоставленный ФГУППЗ "Кировский".
Кроме того, из дубликата свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей Новоусманского района Воронежской области N 1555, выданного 30.12.1992, следует, что ФГУППЗ "Кировский" предоставлялся земельный участок для сельскохозяйственного назначения общей площадью 7823 га, сельхозугодия составляют 7393 га, из них пашни - 6179га, сенокосы 850 га, пастбища - 364 га, прочие угодья - 430 га.
Вместе с тем, спорный земельный участок в соответствие с кадастровым паспортом относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - автобаза (л.д. 11-13, т. 1).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, осуществление государственной регистрации прав включает в себя, в том числе, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, регистрирующий орган указал, что документы, позволяющие по признакам, установленным законом, отнести земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, к федеральной собственности, на государственную регистрацию не представлены. К тому же по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанном земельном участке имеются объекты недвижимости, право собственности на которые за Российской Федерацией не зарегистрировано. Земельный участок находится в аренде у ЗАО "Техника-Сервис".
При этом право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, зарегистрировано за ЗАО "Техника-Сервис", что подтверждается соответствующими свидетельствами.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области от 14.01.2014 N 12-107/14 (л.д. 50, т.2), в соответствие с которым в реестре объектов недвижимости государственного кадастра недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:245 площадью 3 569 660 кв. м, право собственности - Российская Федерация. Данному земельному участку присвоено наименование - единое землепользование, границы которого установлены в соответствии с законодательством. На основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке от 07.02.2013 года N 36-0-1-23/3345/2013-09 и представленных документов поставлен на кадастровый учет ранее учтенный земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м. В ходе проверки органом кадастрового учета представленных с заявлением документов выявлено, что данный земельный участок является оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
Филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области также пояснил, что в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 (статус - "ранее учтенный"), расположенном по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ФГУППЗ "Кировский", площадью 1 630 340 кв. м. с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
В ГКН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0310011:11 (статус - "ранее учтенный") площадью 29613 кв. м., расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, с видом разрешенного использования - производственная база, границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ввиду того, что границы земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 (статус - "ранее учтенный"), расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ФГУППЗ "Кировский", площадью 1 630 340 кв. м. с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, не представляется возможным определить, входит ли земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:11 в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв. м. являющийся оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУП ПЗ "Кировский".
Ссылка апелляционной жалобы на письма Управления Росреетсра по Воронежской области от 23.10.2012 N 21-11914-СХ и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 14.01.2014 N 12-107/14, в соответствие с которым в реестре объектов недвижимости ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:245 площадью 3569 660 кв.м, право собственности - Российская Федерация, подлежит отклонению по следующим мотивам.
Спорному земельному участку присвоено наименование - единое землепользование, границы которого установлены в соответствие с действующим законодательством. Кроме этого на кадастровый учет поставлен ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 общей площадью 1 630 340 кв.м, который является оставшейся (неучтенной в государственном реестре объектов недвижимости) частью земельного участка, предоставленного ФГУППЗ "Кировский".
Из представленного в материалы дела письма Управления Росреестра по Воронежской области от 23.10.2012 N 21-11914-СХ (л.д. 51, т.2) следует, что в сумме площадь этих двух участков составляет 5 200 000 кв. м (520 га), что соответствует площади земель ФГУППЗ "Кировский", расположенных в границах городского округа город Воронеж по состоянию на 2007 год согласно данных отчетов о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по городу Воронеж, составленных территориальным отделом по городу Воронеж Управления Роснедвижимости по Воронежской области.
Апелляционная коллегия учитывает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:245 уже зарегистрировано, следовательно, ТУФАУГИ в Воронежской области может претендовать только на земельный участок, сформированный из участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021.
Вместе с тем, доказательств того, что заявленный к государственной регистрации участок входил в состав участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1021 в материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции также не представлены.
Материалы дела также свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0310011:11 площадью 29613 кв. м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, образован вследствие изъятия на основании постановления Администрации города Воронежа от 14.10.2002 года N 1842 и с согласия землепользователей у ООО "Воронежагропромавто-1" земельного участка площадью 1, 0426 га по ул. Чебышева,38, и у АООТ "АТП-1" "Воронежагропромтранс" земельного участка площадью 1, 9187 га по ул. Чебышева,38 из категории земель поселений с последующей передачей земельного участка площадью 2,96134 га, фактически занимаемого производственной базой, в аренду на 49 лет ЗАО "Техника-Сервис".
Заявитель указанный земельный участок не формировал и не осуществлял мероприятия по его постановке на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что отказ от 23.04.2014 N 01/034/2014-180 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 29613 кв. м. с кадастровым номером 36:34:0310011:11, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 38, обоснован, в связи с чем, суд области правомерно отказал в удовлетворении заявления ТУФАУГИ в Воронежской области.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 АПК РФ, нормы материального права применены верно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2015 по делу N А14-9497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9497/2014
Истец: ТУФАУГИ в Воронежской области
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, ЗАО "Техника-Сервис"