город Воронеж |
|
7 июля 2015 г. |
Дело N А48-653/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Сопова Михаила Викторовича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области: Погодиной Е.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2015;
от Администрации г. Орла в лице Управления муниципального заказа: Полякова Е.Е., представителя по доверенности от 17.03.2015 N 29-д;
от ИП Пантелеевой Л.Ю.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Орла в лице Управления муниципального заказа на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2015 по делу N А48-653/2015 (судья Пронина Е.Е.) по заявлению Индивидуального предпринимателя Сопова Михаила Викторовича (ОГРН 313574927400031) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029), о признании недействительным решения от 16.01.2015 по делу N 1075-14/03 ГЗж,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сопов Михаил Викторович (далее - заявитель, ИП Сопов И.В.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее также - УФАС по Орловской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 16.01.2015 по делу N 1075-14/03 ГЗж.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации г. Орла в лице Управления муниципального заказа, ИП Пантелеевой Л.Ю. (ОГРН 312574005900077).
Решением суда от 10.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация г. Орла в лице Управления муниципального заказа обратилась Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что право участника конкурса представить несколько копий ранее исполненных контрактов (договоров) в подтверждение своего опыта, не подразумевает возникновение у него правовых оснований просуммировать стоимость таких контрактов (договоров) для целей подтверждения необходимого объема такого опыта. Заявитель не подавал заявку на участие в конкурсе, в связи с чем, его права и законные интересы не могут быть нарушены. Наличие разъяснений не лишало заявителя права и технической возможности подать заявку на участие в конкурсе. Суд не выяснил, имелось ли у заявителя в наличии несколько ранее исполненных контрактов, суммарная стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводился конкурс с ограниченным участием.
В отзыве на жалобу антимонопольный орган поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на жалобу Индивидуальный предприниматель Сопов Михаил Викторович указывает, что его права были нарушены установлением избыточных требований в конкурсной документации и признание этих требований законными. Федеральный закон N 44-ФЗ не связывает возможность обращения с жалобой с подачей заявки на участие в конкурсе. Условия конкурсной документации в совокупности с полученными разъяснениями лишили заявителя возможности рассчитывать на допуск его заявки на участие в конкурсе и победу в нем.
В судебное заседание ИП Сопов М.В., ИП Пантелеева Л.Ю. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на официальном сайте государственных закупок - www.zakupki.ru 16.12.2014 опубликовано извещение N 0154300014614001511 о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N ОК-023/14 на право заключения контракта на поставку масла животного для МБДОУ NN 2, 3, 6, 7, 10, 18, 23, 34, 36, 37, 40, 41, 47, 48, 50, 55, 61, 66, 67, 71, 72, 73, 82, 83, 86, 87, 88, 8, 11, 14, 15, 20, 24, 27, 32, 45, 49, 51, 54, 58, 80, 89 и МБДОО N 91, 35.
Организация, осуществляющая закупку - Администрация г. Орла.
В пункте 10.3 Информационной карты конкурса установлено требование к участнику конкурса: наличие в течение 3 лет до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку масла животного для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающие способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 1.7 Информационной карты конкурса.
В пункте 19.1 Информационной карты конкурса установлено следующее требование к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе: соответствие требованиям, установленным в пункте 10.3 Информационной карты конкурса, подтверждается копиями ранее исполненного контракта (договора) и документов, предусмотренных указанным контрактом (договором), подтверждающих исполнение контракта (договора) поставщиком.
Заявитель обратился в Управление муниципального заказа Администрации г. Орла с запросом о разъяснении конкурсной документации: будет ли допущен к участию в конкурсе участник в соответствии с пунктом 10.3 Информационной карты конкурса, предоставивший несколько исполненных контрактов на поставку животного масла, общая сумма которых по указанному продукту будет составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 1.7 Информационной карты конкурса.
Согласно разъяснениям, данным Управлением муниципального заказа Администрации г. Орла, участник конкурса, предоставивший несколько исполненных контрактов на поставку масла животного, общая сумма которых по указанному продукту будет составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс, не будет допущен к участию в конкурсе, если в представленных таким участником документах не будет содержаться копия хотя бы одного контракта, сумма которого не превышает указанную сумму.
ИП Сопов М.В. обратился в УФАС по Орловской области с жалобой на действия заказчика при размещении государственного заказа путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием N ОК- 023/14, извещение N 0154300014614001511.
Решением Орловского УФАС от 16.01.2015 по делу N 1075-14/03 ГЗж о нарушении законодательства о закупках, жалоба ИП Сопова М.В. признана необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы ИП Сопова М.В. контракты не были заключены.
Считая решение антимонопольного органа от 16.01.2015 по делу N 1075-14/03 ГЗж недействительным, Индивидуальный предприниматель Сопов Михаил Викторович обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выводы УФАС по Орловской области о соответствии конкурсной документации действующему законодательству в оспариваемой части являются неправомерными.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Частью 1 статьи 56 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3)
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Одним из дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений), является наличие опыта исполнения контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
В соответствии с пунктом 1 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, участником конкурса должна быть предоставлена "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ", - участник конкурса может представить копии нескольких ранее исполненных контрактов, договоров, суммарная стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Как подтверждается материалами дела, п. 10.3 Информационной карты конкурсной документации установил требования к участнику закупки "наличие в течение 3 лет до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку масла животного для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающие способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 1.7 Информационной карты конкурса".
В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что требования Информационной карты конкурсной документации соответствуют требованиям закона. Тем самым, была признана верной позиция администрации, что участник конкурса, предоставивший несколько контрактов на поставку масла животного, общая сумма которых по указанному продукту будет составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, не будет допущен к участию в конкурсе, если в представленных таким участником документах не будет содержаться копия хотя бы одного контракта, сумма которого не превышает указанную сумму.
Вместе с тем, с учетом буквального толкования изложенных выше требований постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выводы УФАС по Орловской области о соответствии конкурсной документации действующему законодательству в оспариваемой части являются неправомерными.
Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2015 по делу N А48-2043/2014.
Доводы жалобы относительно того, что право участника конкурса представить несколько копий ранее исполненных контрактов (договоров) в подтверждение своего опыта, не подразумевает возникновение у него правовых оснований просуммировать стоимость таких контрактов (договоров) для целей подтверждения необходимого объема такого опыта, не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В качестве довода жалобы указывается, что заявитель не подавал заявку на участие в конкурсе, в связи с чем, его права и законные интересы не могут быть нарушены. Наличие разъяснений не лишало заявителя права и технической возможности подать заявку на участие в конкурсе.
Данные доводы жалобы несостоятельны, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 упомянутого закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана любым участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Единые требования к участникам закупки определены в статье 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно подпункту 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь положениями статьи 105 Закона N44-ФЗ, индивидуальный предприниматель вправе обжаловать положения конкурсной документации, установленные заказчиком, до окончания установленного срока подачи заявок, даже если заявку на участие в открытом конкурсе он не подает.
Обжалование допускается только до окончания срока подачи заявок.
В частности после окончания срока подачи заявок законодатель устанавливает определенный круг лиц, которые вправе обжаловать уже не положения конкурсной документации, а конкретное действие или бездействие заказчика, конкурсной комиссии.
Из системного анализа положений Закона N 44-ФЗ следует, что если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Сопов М.В. обратился с жалобой в антимонопольный орган 31.12.2014 (вход.N 9273).
Согласно уведомлению антимонопольного органа от 12.01.2015 N 5/03 жалоба соответствует требованиям ч.6 ст.105 Закона и размещена на официальном сайте.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия не находит оснований, для удовлетворения изложенных выше доводов апелляционной жалобы.
Довод жалобы относительно того, что суд не выяснил, имелось ли у заявителя в наличии несколько ранее исполненных контрактов, суммарная стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводился конкурс с ограниченным участие, является несостоятельным, поскольку оценке подвергалась законность установления спорных требований, указанных в Информационной карте конкурсной документации. Факт наличия/отсутствия у заявителя ранее исполненных контрактов, суммарная стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводился конкурс с ограниченным участие, в данном случае не имеет правового значения.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Права заявителя нарушены в данном случае тем, что условия конкурсной документации в совокупности с полученными разъяснениями лишили заявителя возможности рассчитывать на допуск его заявки на участие в конкурсе и победу в нем. Кроме того, с учетом их не соответствия закону, заявитель изначально посчитал установленные требования избыточными.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение УФАС по Орловской области от 16.01.2015 по делу N 1075-14/03 ГЗж о нарушении законодательства о закупках является недействительным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2015 по делу N А48-653/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-653/2015
Истец: Сопов М. В.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
Третье лицо: Муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации г. Орла, Пантелеева Людмила Юрьевна, Управление муниципального заказа Администрации г. Орла