город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2015 г. |
дело N А32-4835/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 по делу N А32-4835/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - Ждановой Ольги Владимировны
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
принятое судьей Купреевым Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление антимонопольный орган) от 15.12.2014 по делу N 278/2014 и предписания от 15.12.2014 N 105-278/2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 по делу N А32-4835/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что заявитель нарушил порядок подключения к сетям газораспределения.
Открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку Ждановой О.С. было подано заявление на замену оборудования, входящего в состав внутриквартирного оборудования, но не запрос на выдачу технических условий в рамках Правил 1314. Поданное заявление было рассмотрено ОАО "Краснодаргоргаз", был дан ответ, из смысла которого следует, что замена водонагревательной колонки на отопительный котел невозможна.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества и управления по правилам ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Ждановой О.В. по вопросу выдачи технических условий на дополнительную газификацию объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева 50, кв. 2.
По результатам рассмотрения обращения УФАС России по Краснодарскому краю 15.12.2014 вынесено решение по делу N 278/2014, которым в действиях заявителя усмотрено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" при рассмотрении заявления Ждановой О.С. от 19.05.2014 N 69366.
Кроме того, обществу выдано предписание от 15.12.2014 N 105-278/2014, согласно которому ОАО "Краснодаргоргаз" в срок до 16.02.2015 необходимо рассмотреть заявку Ждановой О.С. от 19.05.2014 N 69366 с учетом пунктов 7 - 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз", не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий недействительности решения и предписания антимонопольного органа не подтверждено материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "Краснодаргоргаз", предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии.
Постановлением Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 (с учетом изменений, внесенными Постановлением ФЭК РФ от 24.03.2000 N 15/6), ОАО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и включено в раздел 2 "Транспортировка газа по трубопроводам", за регистрационным номером 23.2.2.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.12.2009 N 447-э/9 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за газоснабженченсие услуги, оказываемые конечным потребителям, на территории Краснодарского края", ОАО "Краснодаргоргаз" утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании пункта 1.4 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
ОАО "Краснодаргоргаз", является специализированной (эксплуатационной) организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным на территории МО город Краснодар.
Таким образом, открытое акционерное общество "Краснодаргоргаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа в пределах присоединенных и эксплуатируемых газораспределительных сетей, в географических границах муниципального образования г. Краснодар, с долей 100 %.
Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317).
Исходя из статьи 7 Закона N 69-ФЗ, пункта 2 Правил N 317 газораспределительная организация - это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Порядок определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулировался Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), а с 01.03.2014 Правилами N 1314.
В соответствии с Правилами N 83 организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно - технического обеспечения (газоснабжения), к которым планируется подключение объекта капитального строительства, выдают технические условия.
Согласно пункту 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Из материалов дела следует, что 19.05.2014 представитель Ждановой О.В. обратился в центр обслуживания ОАО "Краснодаргоргаз" с заявлением на демонтаж газовой водонагревательной колонки, установку газового отопительного котла и газового счетчика.
30.05.2014 ОАО "Краснодаргоргаз" подготовлено письмо N 24/3429, которое получено Груздевым Д.В. - представителем Ждановой О.В. по доверенности 03.07.2014.
В ответе заявителя ОАО "Краснодаргоргаз" указало, что жилой дом, расположенный по ул. Чапаева 50, газифицирован с 1971 года с установкой газовых приготовительных плит и газовых колонок. Согласно проектной документации отопление жилого дома предусмотрено от котельной. Установка отопительного котла в жилом доме с центральным отоплением является переоборудованием жилого фонда и попадает под действие пунктов 1.1, 1.7 "Правил и норм эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а также под действие Закона Краснодарского края "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Краснодарского края", принятого Законодательным Собранием Краснодарского края от 24.04.2003.
Согласно вышеперечисленным нормативным актам, работы по переустройству помещений выполняются в строгом соответствии с проектной документацией (техническим заключением), а также условиями выданного органом местного самоуправления разрешения на переустройства помещений.
Кроме того, в ответе ОАО "Краснодаргоргаз" указано, что письмом Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края от 31.10.2007 N 61-6573/07-04-17 в многоквартирных жилых домах, где проектными решениями при строительстве не предусмотрена установка индивидуальных котлов в квартирах, рекомендовано запрещать их установку, так как при децентрализации систем отопления существенно повышается аварийность жилых домов.
Суд первой инстанции верно указал, что Закон Краснодарского края "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Краснодарского края", принятый Законодательным Собранием Краснодарского края от 24.04.2003, утратил силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего порядок переустройства жилого помещения, в том числе в целях замены централизованного отопления на индивидуальное отопление.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу пункта 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Таким образом, решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства, согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации принимает орган, осуществляющий согласование соответствующей документации на установку газового оборудования в помещении на основании технических условий.
Процедура переустройства (перепланировки) жилого помещения, в том числе фактическое согласование (разрешение) осуществляется по согласованию органом местного самоуправления и регламентируется только нормами ЖК РФ.
Ссылка заявителя на письмо Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края от 31.10.2007 N 61-6573/07-04-17 правильно отклонена суд первой инстанции, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления или правообладателя земельного участка определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил N 83).
Указанные нормативные положения нашли свое отражения и в Правилах N 1314, вступивших в силу с 01.03.2014.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Из пункта 14 Правил подключения следует, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Следовательно, из приведенных выше положений Правил подключения следует, что ими установлено три результата рассмотрения заявления о предоставлении технических условий: 1) возвращение заявления без рассмотрения с приложенными к нему документами (пункт 12 Правил); 2) выдача технических условий (пункт 13 Правил); 3) мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13 Правил).
Согласно пункту 15 Правил N 1314, в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления Ждановой О.В. от 19.05.2014 N 69366 ОАО "Краснодаргоргаз" обязано было в течение 14 дней оценить техническую возможность установки отопительного котла и представить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Однако общество не реализовало указанные выше альтернативные результаты рассмотрения заявления Ждановой О.В. и фактически заявление не рассмотрело.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что письмо заявителя от 30.05.2014 N 24/3429 фактически не содержит отказа в выдаче технических условий, а носит информационный характер. При этом, содержащийся в письме вывод о том, что ОАО "Краснодаргоргаз" не уполномочено выносить решения по переоборудованию жилого фонда, не представляется возможным расценить как отказ в выдаче технических условий, поскольку Жданова О.В. обращалась к обществу с заявлением о выдаче технических условий, а не за разрешением на переоборудование жилого фонда.
Ответ заявителя не соответствует пунктам 13, 14 Правил N 1314. Иной порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, действующим законодательством не предусмотрен.
Довод подателя жалобы о том, что в данном случае не подлежат применению Правила N 1314, суд первой инстанции правомерно отклонил.
Вышеуказанные правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
В апелляционной жалобе общество считает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Ждановой О. В. было подано заявление на замену газового оборудования, не подавался запрос на выдачу технических условий в рамках Правил 1314. Так как при подаче заявления не были представлены документы, предусмотренные пунктами 7 - 8 Правил N 1314, то заявление не рассматривалось ОАО "Краснодаргоргаз" в рамках Правил 1314.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку ОАО "Краснодаргоргаз" должно было отказать Ждановой О.В. в выдаче технических условий со ссылкой на отсутствие необходимых для рассмотрения заявления документов.
По мнению подателя жалобы, на заявление Ждановой О.В., рассмотренного как заявление на замену оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, был дан ответ, из которого следует, что замена водонагревательной колонки на отопительный котел невозможна.
Судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку заявление Ждановой О.В. от 19.05.2014 N 69366 в части выдачи технических условий на установку отопительного котла не рассмотрено заявителем. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у антимонопольного органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемых решения от 15.12.2014 по делу N 278/2014 и предписания от 15.12.2014 N 105-278/2014.
В свою очередь ссылка заявителя на невозможность установки персонального котла в квартире Ждановой О.В. в данном случае не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку антимонопольный орган в оспариваемых решении и предписании указал только на необходимость рассмотрения заявления Ждановой О.В. в установленном порядке. При этом решение о возможности (либо невозможности) выдачи технических условий должно быть принято заявителем с учетом наличия технической возможности.
Ошибочное толкование самим заявителем апелляционной жалобы действующего законодательства не может свидетельствовать о неправильном применении судом норм права.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя, повторяют доводы оспариваемого решения и являлись предметом судебного разбирательства, судом проверены и правомерно, с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, отклонены по мотиву несостоятельности. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2015 по делу N А32-4835/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4835/2015
Истец: ОАО "КРАСНОДАРГОРГАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Жданов О В, Жданова Ольга Владимировна, Управление Федеральной антимонопольной службы по КК