г. Владивосток |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А51-786/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4896/2015
на решение от 01.04.2015
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-786/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Основной ресурс" (ИНН 2506011730, ОГРН 1102506000266)
о взыскании 697171,81 рублей,
при участии:
от истца: Талько С.В., представитель по доверенности от 30.12.2014 N 20/44263 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение,
от ответчика: Белов М.В., представитель по доверенности от 21.05.2014 сроком действия на три года, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Основной ресурс" (далее - ООО "Основной ресурс", общество) о взыскании 697171 рубля 81 копейки задолженности по договору аренды земельного участка от 18.04.2014 N 03-Ю-18436, в том числе 678582 рубля 35 копеек основного долга за период с 01.05.2014 по 31.12.2014 и 18589 рублей 46 копеек неустойки за период с 08.07.2014 по 25.12.2014.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Полагает, что, поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то порядок определения размера арендной платы устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Считает, что при определении размера арендной платы за земельный участок, собственность в отношении которого не разграничена, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не подлежат применению. Полагает, что арендная плата устанавливается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "Основной ресурс" представило письменный отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщён к материалам дела. По тексту отзыва общество указало на правомерность применения судом первой инстанции положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, а также рыночной стоимости земельного участка для целей расчёта арендной платы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Основной ресурс" по апелляционной жалобе возражал по доводам отзыва, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 18.04.2014 Департамент (арендодатель) и ООО "Основной ресурс" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 03-Ю-18436, по условиям которого (пункт 1.1) арендодатель на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.11.2013 N 2864-рз предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:23, площадью 550 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Калинина, д.261 (участок находится примерно в 34 м по направлению на юго-восток от ориентира здание банка, расположенного за пределами участка) в целях эксплуатации сооружения - автозаправочная станция в составе: операторская (лит.А), навес (лит.Г), емкость для хранения ГСМ (лит.Г1), емкость для хранения ГСМ (лит.Г2), каре под установку емкостей для хранения ГСМ (лит.Г3). Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.04.2014. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 07.07.2014.
Согласно кадастровому паспорту участок предоставлен из земель, государственная собственность на которые не разграничена (правообладатель отсутствует).
Срок аренды земельного участка установлен в пункте 1.3 договора - 49 лет с момента подписания договора.
Согласно пункту 2.1 договора сторонами согласована арендная плата в размере 80464 рубля 31 копейка в месяц.
В пункте 2.3 договора стороны согласовали, что арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 1 числа следующего месяца. За неполный месяц в начале периода аренды плата вносится не позднее 15 дней с момента подписания договора, а в конце периода аренды - не позднее даты окончания договора. Платежи считаются внесёнными в счёт арендной платы за следующий период только после погашения задолженности по платежам за предыдущий период.
Письмом от 15.10.2014 исх.N 20/04/07-12/34574 Департаментом в адрес ООО "Основной ресурс" направлено предупреждение о наличии задолженности по арендной плате по состоянию на 10.10.2014 в сумме 437189,42 рублей, на которую начислена пеня в сумме 7726,24 рублей, и о необходимости исполнения обязательств по договору аренды с приложением справки о расчётах по договору N 03-Ю-18436 от 18.04.2014.
Указанную задолженность общество не оплатило, что послужило основанием для обращения 21.01.2015 Департамента в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, а поскольку земельный участок не подпадает под сферу действия пунктов 3-5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, размер арендной платы подлежит определению, исходя из рыночной стоимости земельного участка, и составляет 137909 рублей 76 копеек за период с 01.05.2014 по 31.12.2014, что меньше произведенных ответчиком выплат.
Между тем в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом пунктом 1 статьи 607 ГК РФ земельные участки отнесены к объектам аренды.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является платность использования земли; согласно этому принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьёй 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Таким образом, стоимость аренды земли, находящейся в муниципальной (государственной) собственности, относится к категории регулируемых цен.
Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
19.03.2009, во исполнение введенного Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ абзаца 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 65, 66 ЗК РФ, Администрацией Приморского края было принято постановление N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" (утратило силу с 01.03.2015), которым в формулу расчета размера арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, была включена кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка. Ставка арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" с 1 января 2006 года на территории Владивостокского городского округа установлен и введён в действие земельный налог. Налоговая ставка, в частности, для земельных участков из земель населенных пунктов установлена в размере 1,5 процентов (подпункт 2 пункта 3 Приложения "О земельном налоге в городе Владивостоке", утверждённого Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108).
В целях актуализации кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Приморского края, в 2010 году была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске "Приморской газеты" 31.12.2010.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Договор N 03-Ю-18436 от 18.04.2014 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к такому договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, что не требует дополнительного изменения договора.
В то же время Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Расчет арендной платы произведен истцом на основании Постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края"; Постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края"; Решения Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке"; Решения Думы города Владивостока от 19.06.2013 N124 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (подпункт 5.1 Приложения N1 к решению - величина коэффициента для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций).
При таких обстоятельствах определённый сторонами договора расчёт арендной стоимости земельного участка соответствует нормативному регулированию арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края.
Учитывая, что ставка арендной платы земельных участков на территории Приморского края определяется в зависимости от налоговой ставки земельного налога, введённого на территории Владивостокского городского округа с января 2006 года, с учётом величины коэффициента функционального использования, устанавливаемого Решением Думы г.Владивостока ежегодно, оснований для неприменения расчета арендной платы, установленного в договоре N 03-Ю-18436 от 18.04.2014, у суда первой инстанции не имелось.
Из материалов дела следует, что ответчиком после подачи рассматриваемого иска в счёт арендной платы в пользу истца платёжными поручениями от 16.01.2015, 19.01.2015, 20.01.2015, 21.01.2015, 22.01.2015, 23.01.2015, 26.01.2015, 27.01.2015, 28.01.2015 перечислены денежные средства в общей сумме 190000 рублей (10000 рублей за апрель 2014 года, 20000 рублей за каждый месяц в период с мая 2014 года по январь 2015 года).
По расчёту апелляционного суда задолженность по арендным платежам ООО "Основной ресурс" за спорный период с учётом вышеприведённых подзаконных нормативных актов, а также частично произведённой ответчиком оплаты в размере 190000 рублей составила 488582 рубля 35 копеек. При этом платёж в размере 20000 рублей, произведённый по платёжному поручению N 29 от 28.01.2015 (назначение платежа: за январь 2015 года) засчитывается судом в размер задолженности, образовавшейся в 2014 году, с учётом условия пункта 2.3 договора N 03-Ю-18436 от 18.04.2014 о том, что платежи считаются внесёнными в счёт арендной платы за следующий период только после погашения задолженности по платежам за предыдущий период.
Судебная коллегия отмечает также, что в рассматриваемом случае размер арендной платы, установленный Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2014 по делу N А51-3357/2014, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:23, площадью 550 кв.м, за период с 24.08.2012 по 12.12.2013 года, применению не подлежит, поскольку подлежал исчислению судом на основании ранее действовавшего между сторонами договора аренды N 3775 от 08.07.2002 (с учётом соглашений о переуступке прав).
Департаментом также заявлено требование о взыскании договорной пени в сумме 18589 рублей 46 копеек за период просрочки арендных платежей с 08.07.2014 по 25.12.2014.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 4.2 договора N 03-Ю-18436 от 18.04.2014 стороны установили, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пеню в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы просроченного платежа за каждый календарный день просрочки.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по своевременному и в полном объеме внесению арендных платежей по договору судом установлен, а соглашение о неустойке и её размере оговорено сторонами в договоре, требование Департамента о привлечении ООО "Основной ресурс" к ответственности в виде пени, предусмотренной пунктом 4.2 договора, является обоснованным.
Из материалов дела следует, что ответчиком после подачи рассматриваемого иска в счёт погашения пени, образовавшейся в результате несвоевременной уплаты арендных платежей, в пользу истца платёжными поручениями от 06.02.2015 перечислены денежные средства в общей сумме 3678 рублей 76 копеек (пени за период с мая 2014 года по ноябрь 2014 года).
В соответствии с пунктом 2.3 договора внесение арендной платы осуществляется ежемесячно до 1 числа следующего месяца, а в начале периода аренды - не позднее 15 дней с момента подписания договора. По расчету апелляционного суда (с учётом выходных дней, приходящихся на последний день срока оплаты арендного платежа, согласно производственному календарю на 2014 год; а также оплаченной ответчиком суммы неустойки) за период с 18.04.2014 по 25.12.2014 пеня составила 16510,54 рубля, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании статьи 330 ГК РФ.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Департамента признаются судебной коллегией обоснованными, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края подлежащим изменению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По такому же правилу распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Денежные требования истца удовлетворены частично на общую сумму 505092 рубля 89 копеек, в удовлетворении остальных требований отказано. При этом Департамент при обращении в суд с иском и апелляционной жалобой государственную пошлину не уплачивал в связи с освобождением от её уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного по правилам пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит 12275 рублей 32 копейки государственной пошлины по иску и 2173 рубля 47 копеек государственной пошлины по апелляционной жалобе пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 по делу N А51-786/2015 изменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Основной ресурс" в пользу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края 488582 (Четыреста восемьдесят восемь тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 35 копеек основного долга, 16510 (Шестнадцать тысяч пятьсот десять) рублей 54 копейки пени, всего 505092 (Пятьсот пять тысяч девяносто два) рубля 89 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Основной ресурс" в доход федерального бюджета 14448 (Четырнадцать тысяч четыреста сорок восемь) рублей 79 копеек государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-786/2015
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений приморского края, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Ответчик: ООО "Основной ресурс"