г. Киров |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А31-13394/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охочевское"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 по делу N А31-13394/2014, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охочевское" (ОГРН 1124401008302; ИНН 4401137916)
к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (ОГРН 1024400529053; ИНН 4401023588)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Охочевское" (далее - заявитель, Общество, ООО "Охочевское") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - ответчик, Департамент) от 29.09.2014 N 3176 об отказе в списании запасов песка месторождения "Охочевское" участок "Пестрюнино" по причине несоответствия качественных показателей ГОСТу 8736-93 и обязании ответчика списать запасы песка месторождения "Охочевское" участок "Пестрюнино" по причине несоответствия качественных показателей ГОСТу 8736-93 в объеме 45220 куб. м. за 2012-2013 года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Охочевское" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, что в свою очередь привело к принятию неправильного решения по делу. Ссылаясь на положения статей 1.1, 2.3, 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), распоряжения Минприроды России N 10-р, распоряжения администрации Костромской области от 20.06.2013 N 142-ра "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Костромской области", письма Федерального агентства по недропользованию, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Общество находит неверным приведенное арбитражным судом нормативно-правовое обоснование решения, поскольку правоотношения между недропользователями и Департаментом должны регулироваться актами, издаваемыми самим Департаментом, которые на сегодняшний день им не изданы. Кроме того, принимая во внимание положения пункта 13 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 (далее - Порядок N 265), а также учитывая, что ООО "Охочевское" ежегодно сдает формы федерального статистического наблюдения (в том числе и за 2012-2013 года) по участку "Пестрюнино" месторождения "Охочевское" и пояснительные записки к ним, списание запасов строительного песка по причине несоответствия качественных показателей ГОСТу 8736-93 за 2012-2013 года должно производиться на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователя, осуществляющего добычу полезных ископаемых, чего ответчиком сделано не было.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Охочевское" обладает лицензией от 29.11.2012 серии КОС N 80079 (т.1 л.д.15) на право пользования недрами со сроком действия до 01.01.2037 с целевым назначением и видами работ - добыча строительного песка на участках "Пестрюнино", "Пестрюнино 1", "Пестрюнино 2" месторождения "Охочевское".
03.03.2014 ООО "Охочевское" обратилось в Департамент с заявлением о списании с государственного баланса запасов полезных ископаемых и учета предприятия запасов песка месторождения "Охочевское" участок "Пестрюнино" по причине несоответствия качественных показателей ГОСТу 8736-93 в объеме 45220 куб.м. за 2012-2013 года (т.1 л.д.26).
24.06.2014, не получив в установленный срок ответа на запрос от 03.03.2014, Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о рассмотрении ранее поданного заявления (т.1 л.д.27).
В ответе от 26.06.2014 N 1911 (т.1 л.д.28) Департамент указал на отказ в списании запасов песка по причине непредставления заявителем отчета в соответствии с ГОСТ Р 53579-2009 "Отчет о геологическом изучении недр".
03.09.2014, устранив замечания Департамента и в соответствии с Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 (далее - Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых, РД 07-203-98), ООО "Охочевское" повторно направило заявление в Департамент о списании запасов песка (т.1 л.д.29), приложив к заявлению пакет документов в соответствии с пунктом 23 раздела II вышеуказанной Инструкции: акт на списание запасов полезных ископаемых с учета организации по добыче полезных ископаемых с пояснительная записка к нему, копию отчетов о маркшейдерских работах, выполненных на участке "Пестрюнино" месторождения "Охочевское" по состоянию на 30.06.2012, на 01.10.2012, на 15.10.2013.
Письмом от 29.09.2014 N 3176 Департамент отказал в списании запасов песка по причине непредставления Обществом результатов (непроведением) государственной экспертизы материалов, обосновывающих неподтверждение запасов полезных ископаемых, со ссылкой на пункт 17 раздела II Инструкции РД 07-203-98 (т.1 л.д.30).
Полагая, что отказ Департамента в списании запасов песка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Охочевское" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением (т.1 л.д.3-7).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным. Учитывая положения действующего законодательства, арбитражный суд пришел к вводу о необходимости предоставления Обществом в данном случае в Департамент результатов государственной экспертизы материалов, обосновывающих неподтверждение запасов полезных ископаемых.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом обязанность по представлению доказательств нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, урегулированы Законом о недрах.
В силу части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (абзац 1). Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (абзац 2). Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет (абзац 3). Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (абзац 4).
В соответствии со статьей 31 Закона о недрах с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац 1). Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (абзац 2).
Порядок списания запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых регламентирован Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28. Данные об объемах запасов полезных ископаемых, списанных в соответствии с настоящей Инструкцией по результатам работ по добыче полезных ископаемых, являются окончательными данными при ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и для внесения платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы (пункт 4 Инструкции).
Согласно пункту 5 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых организации по добыче полезных ископаемых при ведении первичного геолого-маркшейдерского учета полезных ископаемых в т.ч. заскладированных в спецотвалах, отражают его в книгах по учету движения запасов и представляют в установленном порядке государственную отчетность по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.
В силу пункта 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных полезных ископаемых подлежат списанию, в том числе, в случае добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку (подпункт "а"); утраты промышленного значения в связи с невозможностью использования по прямому назначению (подпункт "в"); неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых (подпункт "г").
Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "а", "б", "г" пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и,соответственно, с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете (пункт 8 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых).
В соответствии с пунктом 17 указанной Инструкции списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере накопления (но не более, чем за 2-летний период работы организации по добыче полезных ископаемых) новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качестве полезных ископаемых, а по извлекаемым запасам нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата, новых данных и технико-экономического обоснования пересмотра величины коэффициента извлечения нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата в сторону уменьшения (абзац 1). По материалам, обосновывающим неподтверждение запасов полезных ископаемых, производится государственная экспертиза с учетом заключения организации, осуществлявшей разведку (абзац 2).
Пунктом 23 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых установлено, что для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктами 17 и 21 сроки: пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, и контурах оперативного учета по данным геологической и маркшейдерской документации, опробования и пересчета запасов, а также технико-экономическое обоснование списания запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации (подпункт "а"); заключение заинтересованных территориальных природоохранных органов (в случае списания запасов, утративших промышленное значение по экологическим причинам) (подпункт "б"); заключение экспертизы технико-экономического обоснования списания запасов полезных ископаемых (подпункт "в"); проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4 экземплярах (подпункт "г").
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса утвержден Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265. Указанный порядок действует с 08.01.2013.
Согласно пункту 7 Порядка N 265 запасы полезных ископаемых учитываются, в том числе, за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) (абзац 2).
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс в силу пункта 10 Порядка N 265 являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 265 списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносится, в том числе, соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
В период с 23.07.2010 по 07.01.2013 (до принятия вышеуказанного Порядка) аналогичные положения содержались в пунктах 31, 32 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 14.07.2009 N 207.
Из анализа вышеизложенных положений закона следует, что для списания запасов полезных ископаемых по причине неподтверждения их запасов необходимо предоставление в уполномоченный орган экспертизы материалов, обосновывающих неподтверждение запасов полезных ископаемых.
Согласно содержанию поданных ООО "Охочевское" в Департамент заявлений и приложенных к ним документов (в том числе пояснительных записок к актам на списание запасов полезных ископаемых) усматривается, что Общество просило списать с государственного баланса и с учета предприятия полезные ископаемые по причине неподтверждения запасов полезных ископаемых в результате получения новых данных о качестве запасов полезных ископаемых, то есть на основании подпункта "г" пункта 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых.
В этой связи оспариваемый отказ Департамента в списании запасов песка месторождения "Охочевское" участок "Пестрюнино" по указанной Обществом причине - неподтверждения запасов полезных ископаемых, обоснованный фактом непредставления Обществом результатов (непроведением) государственной экспертизы материалов, обосновывающих неподтверждение запасов полезных ископаемых, со ссылкой на пункт 17 раздела II Инструкции РД 07-203-98, не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания его недействительным, о чем верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Достаточных и надлежащих доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылка Общества на положения пункта 13 Порядка N 265 и довод о том, что в данном случае списание запасов строительного песка по причине несоответствия качественных показателей ГОСТу 8736-93 за 2012-2013 года должно было быть произведено Департаментом на основании представленных данных ежегодной государственной отчетности недропользователя (ООО "Охочевское"), осуществляющего добычу полезных ископаемых, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств предоставления в Департамент соответствующих отчетов Обществом в материалы дела не представлено. Кроме того, Общество в рассматриваемом случае просило списать с государственного баланса и с учета предприятия полезные ископаемые по причине неподтверждения запасов полезных ископаемых в результате получения новых данных о качестве запасов полезных ископаемых (подпункт "г" пункта 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых), в то время как пункт 13 Порядка N 265 предусматривает возможность без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых списание добытых из недр полезных ископаемых, содержащихся в них полезных компонентов, а также потерь при их добыче. Следует отметить, что законодатель разграничивает понятия и процедуры списания добытых (извлеченных из недр) полезных ископаемых и полезных ископаемых, неподтвержденных при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание заявителя на то, что он не лишен возможности повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о списании с государственного баланса и с учета предприятия полезных ископаемых на основании подпункта "а" пункта 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых, корректно сформулировав свое заявление, и с соблюдением предусмотренных законом требований.
Довод заявителя жалобы о неправомерности приведенного арбитражным судом нормативно-правового обоснования решения со ссылкой на то, что правоотношения между недропользователями и Департаментом должны регулироваться актами, издаваемыми самим Департаментом, в то время как такие акты на сегодняшний день последним не издавались, представляется суду апелляционной инстанции ошибочным и не указывает на отсутствие необходимости в любом случае соблюдения вышеизложенных требований действующего федерального законодательства.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Охочевское" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей остаются на ее заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2015 по делу N А31-13394/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охочевское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Охочевское" (ИНН: 4401137916, ОГРН: 1124401008302) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.05.2015 N 253.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после предъявления оригинала платежного поручения от 13.05.2015 N 253.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-13394/2014
Истец: ООО "Охочевское"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Представитель истца Манина Анна Андреевна