г. Хабаровск |
|
08 июля 2015 г. |
А80-373/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа
на решение от 26 марта 2015 г.
по делу N А80-373/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа,
принятое судьей Приходько С.Н.,
по иску Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа (ОГРН 1088709000820, ИНН 8709012554; место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, 4)
к государственному бюджетному учреждению Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" (ОГРН 1148709000110, ИНН 8709014858; место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Берзиня, 22,А)
о возврате в окружной бюджет 7 826 641,5 руб.
и по встречному иску государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов"
к Департаменту сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа
о взыскании 6 456 014,14 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к государственному бюджетному учреждению Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" (переименовано в государственное автономное учреждение Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов, далее - ГАУ ЧАО "Авиабаза") о возврате в окружной бюджет суммы неиспользованной субсидии 7 826 641,5 руб.
В свою очередь учреждение обратилось в арбитражный суд с встречным исковым заявлением к департаменту о взыскании с него 6 456 014, 14 руб. задолженности по государственному контракту от 25.06.2012 N 54-ЛО. Задолженность перед окружным бюджетом признает.
Решением суда от 26 марта 2015 г. первоначальные и встречные требования удовлетворены. Произведен зачет встречных требований на сумму 6 511 294, 14 руб. В результате зачета взыскан с ГАУ ЧОА "База авиационной охраны лесов" в пользу Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа основной долг в размере 1 315 347,36 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое судом решение отменить в части зачета встречных требований на сумму 6 511 294, 14 руб. и взыскания с ответчика в пользу истца основного долга в размере 1 315 347, 36 руб.
Полагает, что производить зачет требований нельзя, поскольку проведение зачетов встречных требований, относящихся к разным источникам финансового обеспечения, не допускается.
ГБУ ЧАО "База авиационной охраны лесов" в письменном отзыве поддерживает апелляционную жалобу департамента.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся участников процесса в части зачета требований.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Стороны возражений не заявляют, просят принятое судом решение отменить в части зачета встречных требований на сумму 6 511 294, 14 руб.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение статьи 7 Закона Чукотского автономного округа от 02.12.2011 N 137 - 03 "Об окружном бюджете на 2012 год" и во исполнение статьи 7 Закона Чукотского автономного округа от 27.11.2012 N 99 - 03 "Об окружном бюджете на 2013 год" по соглашениям от 11.07.2012 N 59 и от 13.05.2013 N 56 Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа предоставило ГАУ ЧАО "Авиабаза" из окружного бюджета субсидии на частичное возмещение затрат при осуществлении уставной деятельности по 14 000 000 руб. за каждый год.
По условиям соглашений ГАУ ЧАО "Авиабаза" обязано возвратить в окружной бюджет суммы неиспользованной субсидии 7 826 641,5 руб., что признает получатель бюджетных средств.
В свою очередь по заключенным между указанными лицами государственным контрактам от 25.06.2012 N 54-ЛО, от 09.07.2012 N 57-ЛО, от 11.07.2012 N 59-ЛО, от 13.08.2012 N 85-ЛО на выполнение работ по тушению лесных пожаров перед ГАУ ЧАО "Авиабаза" имеется задолженность в размере 6 456 014,14 руб., что также признается департаментом.
Руководствуясь частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей последствия признания иска, суд первой инстанции принял признание иска ответчиком и признание встречного иска истцом, и полностью удовлетворил первоначальный и встречный иски.
Удовлетворяя первоначальные и встречные исковые требования, арбитражный суд на основании части 2 пункта 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел зачет по первоначальному и встречному искам и указал в резолютивной части решения денежную сумму, подлежащую взысканию в результате зачета.
Зачет встречных требований произведен на сумму 6 511 294, 14 руб.
В результате зачета с ГАУ ЧОА "База авиационной охраны лесов" в пользу Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа взыскан основной долг в размере 1 315 347,36 руб.
Департамент, обжалуя решение суда первой инстанции, просит зачет не производить, поскольку разные источники финансирования задолженности ограничивают возможность проведения зачета.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что доводы департамента убедительны и заслуживают внимания.
В силу статей 51 - 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подпункту 7.2 пункта 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно указанной Методике объем субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определяется с учетом расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Из содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Субсидии же на частичное возмещение затрат при осуществлении уставной деятельности в 2012 и 2013 гг. были предоставлены ответчику из окружного бюджета ЧАО согласно постановлениям Правительства ЧАО N 300 от 05.07.2012 и N 156 от 29.04.2013 соответственно.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено выделение субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Под субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, понимаются предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе денежные средства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, понятие субсидии связано с фактом несения лицом материальных затрат либо недополучением дохода, который должен быть получен.
Нарушение условий установленных при предоставлении субсидий является основанием для их возврата в порядке, утвержденном постановлениями Правительства Чукотского автономного округа от 29.04.2013 N 156 и от 05.07.2012 N 300.
Принимая во внимание, что правоотношения по предоставлению субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, тогда как правоотношения по исполнению государственных контрактов регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что встречное требование учреждения не направлено к зачету первоначального требования о возврате субсидии.
Следовательно, зачет взаимных денежных требований проведен судом первой инстанции неправомерно.
В связи с этим, решение суда следует изменить, исключив из его резолютивной части указания на проведение зачета взаимных денежных требований в связи с отсутствием к тому правовых оснований в Бюджетном кодексе Российской Федерации, поскольку зачет денежных средств между бюджетами разного уровня действующим законодательством не предусмотрен.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 26 марта 2015 г. по делу N А80-373/2014 в обжалуемой части изменить, исключить из резолютивной части решения выводы о зачете. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов", место нахождения: 689000, г. Анадырь, ул. Берзиня, д.22А, ОГРН 1148709000110, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.02.2014, ИНН 8709014858 в доход бюджета Чукотского автономного округа денежные средства в сумме 7 826 641,5 руб.
Взыскать с Департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа, место нахождение: 689000, г. Анадырь, ул. Отке, д.4, ОГРН 1088709000820, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.12.2008, ИНН 8709012554 в пользу государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов", место нахождения: 689000, г. Анадырь, ул. Берзиня, д. 22А, ОГРН 1148709000110, дата государственной регистрации N 59-ЛО от 11.07.2012, N 85-ЛО от 13.08.2012 в общем размере 6 456 014,14 руб., судебные расходы в размере 55280 руб., всего 6 511 294,14 руб.
Взыскать с государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 62 133 руб.
Возвратить государственному автономному учреждению Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 руб., излишне перечисленную по платежному поручению N 276651 от 05.02.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-373/2014
Истец: Департамент сельскохозяйственной политики и природопользования Чукотского автономного округа
Ответчик: Государственное автономное учреждение Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов"